Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/86073
Название: «Телесность и есть горизонт ожидания…»: Аркадий Драгомощенко как читатель Мориса Мерло-Понти
Другие названия: “Corporality is the horizon of expectations…”: Arkadii Dragomoshchenko as a Reader of Maurice Merleau-Ponty
Авторы: Корчагин, К. М.
Korchagin, K. M.
Дата публикации: 2020
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Корчагин К. М. «Телесность и есть горизонт ожидания…»: Аркадий Драгомощенко как читатель Мориса Мерло-Понти / К. М. Корчагин. — Текст : непосредственный // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2020. — Т. 22, № 2 (198). — С. 242-257. — DOI: 10.15826/izv2.2020.22.2.035.
Аннотация: В статье рассматривается влияние французской феноменологической школы в лице Мориса Мерло-Понти на поэтику Аркадия Драгомощенко (1946—2012) — петербургского писателя, занимавшего видное место в русской литературе последней четверти ХХ — начала ХХI в. Интерес к новейшей европейской и американской мысли, характерный для Драгомощенко, сыграл важную роль в его творчестве — и как источник цитат и аллюзий в прозаических и поэтических сочинениях 1980—2000-х гг., и как импульс к структурному преобразованию собственной творческой манеры. Среди философских текстов, сыгравших в этом процессе прецедентную роль, был труд Мориса Мерло-Понти «Феноменология восприятия», английский перевод которого был доступен поэту начиная с 1980-х гг. Специфический вариант феноменологии тела, разрабатываемый французским философом, в 1990-е гг. формирует тот концептуальный аппарат, при помощи которого Драгомощенко средствами художественной литературы рефлексирует собственный творческий метод. В наиболее объемной форме этот процесс представлен в последнем крупном произведении Драгомощенко — романе «Китайское солнце» (1997), который в целом может быть рассмотрен как яркий пример интерференции философского и поэтического языка. То понимание чувственного восприятия и его роли в человеческой субъективности, которое Мерло-Понти отстаивает в «Феноменологии восприятия», используется в романе для анализа того, какое влияние визуальный и кинестетический опыт оказывает на воспринимающего и пишущего субъекта. В романе используются специальные стилистические средства, позволяющие подчеркнуть «феноменологичность» авторского взгляда: многочисленные лирические вставки, ретардации и ретроспекции, функционально маркированное использование определенных грамматических форм (прежде всего, глаголов несовершенного вида в настоящем времени) и др. Эти средства анализируются в статье, чтобы продемонстрировать ту роль, которую «феноменологическая» оптика играет в творчестве Драгомощенко и в эволюции его поэтики от 1980-х гг. к 2000-м.
This paper considers the influence of the French school of phenomenology represented by Maurice Merleau-Ponty on Akradii Dragomoshchenko’s poetics. Dragomoshchenko (1946—2012) was a St Petersburg writer, an important figure of the Russian literature of the last quarter of the twentieth and early twenty-first centuries. Dragomoshchenko’s interest in the latest European and American thought played an important role in his creative activity both as a source of quotations and allusions in his prose and poetic works written between the 1980s and 2000s and an impulse for a structural transformation of his own creative manner. Phenomenology of Perception by Maurice Merleau-Ponty was a philosophical text which played an important precedent role in the process. Its translation into English became available to the poet starting with the 1980s. A specific variant of the phenomenology of the body worked out by the French philosopher forms a conceptual apparatus in the 1990s, using which Dragomoshchenko reflects his own creative method with the help of fiction. Most comprehensively, the process is represented in Dragomoshchenko’s last major work, Chinese Sun (1997), a novel which can be considered a vivid example of interference of philosophical and poetic language. The understanding of sensory perception and its role in human subjectivity substantiated by Merleau-Ponty in Phenomenology of Perception is used to analyse how visual and kinesthetic experience influences the writer. The novel employs different stylistic means which make it possible to emphasise the phenomenological nature of the author’s approach. Also, the writer uses numerous lyrical insertions, retardations and retrospections, functionally marked use of certain grammatical forms (primarily, verbs of imperfective aspect and present tense), etc. The author of the article analyses such means to demonstrate the role played by the phenomenological perspective in Dragomoshchenko’s creative work and the evolution of his poetics between the 1980s and 2000s.
Ключевые слова: CORPOREALITY
SUBJECTIVITY
RUSSIAN POETRY OF THE 1990S—2000S
LANGUAGE OF PHILOSOPHY
ARKADII DRAGOMOSHCHENKO
MAURICE MERLEAU-PONTY
PHENOMENOLOGY OF PERCEPTION
INDIVIDUATION
VISUALITY
KINESTHETICS
ТЕЛЕСНОСТЬ
СУБЪЕКТИВНОСТЬ
РУССКАЯ ПОЭЗИЯ 1990—2000-Х ГОДОВ
ЯЗЫК ФИЛОСОФИИ
АРКАДИЙ ДРАГОМОЩЕНКО
МОРИС МЕРЛО-ПОНТИ
«ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ»
ИНДИВИДУАЦИЯ
ВИЗУАЛЬНОСТЬ
КИНЕСТЕТИКА
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/86073
Условия доступа: Creative Commons Attribution License
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43178285
Идентификатор WOS: WOS:000545469200016
ISSN: 2587-6929
2227-2283
DOI: 10.15826/izv2.2020.22.2.035
Сведения о поддержке: The study was supported by a grant of the Russian Scientific Foundation (project 19-18-00429 “Language Mechanisms of Accommodation of Cultural Systems in Various Types of Discourse of the 20th and 21st Centuries”).
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 19-18-00429 «Языковые механизмы аккомодации культурных систем в различных видах дискурса ХХ и XXI вв.») в Институте языкознания РАН.
Карточка проекта РНФ: 19-18-00429
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2020. Т. 22. № 2 (198)
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2020-198-16.pdf149,9 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons