Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/86065
Название: «Для меня это предмет особо влекущий…»: о визуальном воображении Павла Бажова
Другие названия: “For me, this is a particularly attractive subject…”: On the Visual Imagination of Pavel Bazhov
Авторы: Абашев, В. В.
Абашева, М. П.
Abashev, V. V.
Abasheva, M. P.
Дата публикации: 2020
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Абашев В. В. «Для меня это предмет особо влекущий…»: о визуальном воображении Павла Бажова / В. В. Абашев, М. П. Абашева. — Текст : непосредственный // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2020. — Т. 22, № 2 (198). — С. 126-137. — DOI: 10.15826/izv2.2020.22.2.027.
Аннотация: В статье рассматривается роль визуальности в художественном сознании, текстах Павла Петровича Бажова, а также в рецепции его произведений художниками-иллюстраторами и современными читателями. Феномен визуальности Бажова изучается с применением методов визуальных исследований (visual studies): в частности, рассматривается «скопический режим», понимаемый как сконструированная и исторически обусловленная модель взгляда смотрящего. Анализ сказов, эпистолярия, иллюстраций к прозе Бажова позволяет утверждать, что визуальность является одним из основных смысловых кодов художественного мышления писателя. Именно поэтому он пристрастно относился к иллюстрациям своих произведений. В письмах Бажова выявлен адекватный его представлению вариант иллюстраций: фронтиспис к «Малахитовой шкатулке» художника К. В. Кузнецова являет собой идеальную авторскую модель видения. Для нее характерно доминирование фантастического и тяготение к визуальной традиции русского модернизма, что особенно ярко проявляется в акцентировании флоральной орнаментики. Модернистский субстрат, эксплицированный в визуальном воображении писателя, в словесной организации бажовских текстов присутствует латентно, что объясняется спецификой их нарративной организации. Жанрово-стилевая природа сказового слова рассказчика из народа не предполагает фантастического видения, а восприятие красоты героем-мастером, художником, остается в сфере его сознания — что и создает атмосферу недосказанности и тайны в сказах Бажова. Авторы статьи приходят к выводу о том, что визуальное воображение не только является порождающей моделью в творчестве Бажова, но и задает код его рецепции. Для современных трактовок творчества писателя характерны визуальные репрезентации, усиливающие бажовскую индивидуальную мифологию средствами новых экранных медиа. Анализ показал, что образы Бажова (в особенности Хозяйка Медной горы) активно востребованы и современной массовой культурой.
This article examines the role of the visual in the artistic consciousness and texts of Pavel Petrovich Bazhov, as well as in the reception of his works by illustrators and modern readers. The authors explore the phenomenon of Bazhov’s visual imagery employing the research methods of visual studies, i.e. the study focuses on the “scopic mode”, understood as a constructed and historically determined model of the gaze of the beholder. The analysis of tales (Rus. skazy), epistolary works, and illustrations to Bazhov’s prose allows the authors to assert that the visual is one of the main semantic codes of the writer’s artistic thinking. For this reason, he was not impartial when evaluating illustrations for his works. Bazhov’s letters reflect the variant of illustrations adequate in the writer’s opinion: the frontispiece to The Malachite Box by artist K. V. Kuznetsov represents an ideal model of the author’s vision. It is characterised by a dominance of the imaginary and a tendency to the visual tradition of Russian modernism, which is especially notable in the accentuation of floral ornaments. The modernist substrate, explicated in the writer’s visual imagination, is latent in the verbal organisation of Bazhov’s texts, which is explained by the peculiarity of their narrative organisation. The genre and stylistic nature of the skaz speech of the narrator, a man of the people, does not imply an imaginary vision, and the perception of beauty by the character, who is a master and an artist, remains in the sphere of his consciousness, which creates an atmosphere of understatement and mystery in Bazhov’s tales. The authors of the article conclude that visual imagination is not only a generative model in Bazhov’s works, but it also sets a code for its reception. Modern interpretations of the writer’s works are characterised by visual representations that reinforce Bazhov’s individual mythology by means of new screen media. The analysis demonstrates that Bazhov’s imagery (especially the Mistress of the Copper Mountain) are in great demand with modern popular culture.
Ключевые слова: BAZHOV P. P.
VISUAL STUDIES
SCOPIC MODE
MODERNISM
K. V. KUZNETSOV
SKAZ NARRATIVE
БАЖОВ П. П.
ВИЗУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
СКОПИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
МОДЕРН
К. В. КУЗНЕЦОВ
СКАЗОВОЕ СЛОВО
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/86065
Условия доступа: Creative Commons Attribution License
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43178277
Идентификатор WOS: WOS:000545469200008
ISSN: 2587-6929
2227-2283
DOI: 10.15826/izv2.2020.22.2.027
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2020. Т. 22. № 2 (198)
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2020-198-08.pdf1,47 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons