Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/81323
Название: Загадочный Арвентур: поэтоним как ключевое слово произведения
The Mysterious Arventur: Poetonym as a Key Word of a Literary Work
Авторы: Фомин, А. А.
Fomin, A. A.
Дата публикации: 2019
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Фомин А. А. Загадочный Арвентур: поэтоним как ключевое слово произведения / А. А. Фомин // Вопросы ономастики. – 2019. – №16(4). – C. 180-201.
Аннотация: В статье рассматривается окказиональное имя собственное Арвентур из одноименного рассказа А. С. Грина. Ряд факторов указывает на важную роль его в произведении: заголовочная позиция онима; его высокая частотность, отчетливо проявляющаяся на фоне небольшого объема текста; достаточно равномерное распределение форм онима в тексте; функциональная специфика, связанная с эстетическими задачами имени собственного в произведении. Специфичность поэтонима проявляется уже на этапе его интродукции. Первичной и единственной для номинируемого им объекта служит ономастическая номинация, которая не сопровождается, как это происходит обычно, введением в текст кореферентных апеллятивных единиц. Данное обстоятельство приводит к тому, что полноценный референт для поэтонима Арвентур в тексте не формируется. Класс номинируемого онимом объекта и его свойства читателю остаются неизвестными. Отсутствие полноценного референта обусловливает семантическую скудость поэтонима. Рассмотрев хронотопическую структуру произведения, автор статьи приходит к выводу о четкой закрепленности поэтонима за одной из хронотопических зон художественного мира, символом которой он становится. Следствием указанной специфики употребления онима является его функциональная перестройка: основные лингвистические функции проприальной единицы нейтрализуются, а на передний план выходят эстетические функции, связанные с восприятием онима как компонента художественного произведения. Важнейшие из них — символическая и аксиологическая функции. Вследствие семантической скудости онима основным источником его эстетической значимости становится экспонент. В связи с этим в статье рассматриваются, во-первых, фоносемантические качества экспонента и, во-вторых, элементы его ассоциативного фона. Автор статьи вычисляет оценки фонетического значения онима, которые могли повлиять на его восприятие. В качестве элементов ассоциативного фона предлагаются некоторые географические названия Юго-Западной Европы, сходные по своим экспонентам с окказиональным поэтонимом Арвентур. Автор статьи приходит к выводу, что именно эти факторы обусловливают аксиологию стоящего за поэтонимом художественного образа.
The paper examines the occasional proper name Arventur from the same-name work by Alexander Grin. The literary text has a number of markers indicating to the name’s importance in the story: the title position of the name; its high frequency (which is clearly visible given the small size of the text); the even distribution of the name forms in the text; the link between the pragmatics of the name and its aesthetic functions. The poetonym’s specificity is already evident at the stage of its introduction. The onomastic reference is primary and singular to the named object whereas other appellative units typically co-occurring within the text are absent. Consequently, the name Arventur lacks a valid referent, leaving the reader unaware of the class and properties of the named object. This lack of semantic ties leads to the overall opacity of the name. Analyzing the spatio-temporal aspects of the work, the author concludes that the poetonym is associated with one of the chronotopic “zones,” of which it becomes a symbol. Due to this peculiarity, the name Arventur acquires completely different functions: essential linguistic qualities of the name as a proprial unit are reduced and the aesthetic functions linked to the onym’s perception as part of a literary work come to the fore. Among them, the symbolic and axiological functions are of primary importance. Due to the semantic intransparency of the name, the main source of its aesthetic significance is the exponent, i.e. the name’s sound form conveying a “phonetic meaning”. In this regard, the article considers, firstly, the phonosemantic qualities of the exponent and, secondly, the elements of its associative field. The author considers the implications of onym’s phonetic form, which could affect its perception. Possible metaphorical references include some geographical names of South-Western Europe resembling the original Aventur poetonym in their exponential characteristics. The conclusion suggests that the described factors are key to determining the axiology of the image behind the poetonym.
Ключевые слова: ЛИТЕРАТУРНАЯ ОНОМАСТИКА
ПОЭТИЧЕСКАЯ ОНОМАСТИКА
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОНИМ
ПОЭТОНИМ
ИМЯ СОБСТВЕННОЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ
ПОЭТИКА ОНИМА
АЛЕКСАНДР ГРИН
АРВЕНТУР
ФОНОСЕМАНТИКА
АССОЦИАТИВНЫЙ ФОН ПОЭТОНИМА
LITERARY ONOMASTICS
POETICAL ONOMASTICS
LITERARY ONYM
POETONYM
PROPER NAME IN A LITERARY TEXT
RUSSIAN LITERATURE
ALEXANDER GRIN
ARVENTUR
PHONOSEMANTICS
ASSOCIATIVE BACKGROUND OF A NAME
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/81323
Идентификатор SCOPUS: 85077629748
Идентификатор WOS: WOS:000511143100010
ISSN: 1994-2400 (Print)
1994-2451 (Online)
DOI: 10.15826/vopr_onom.2019.16.4.052
Источники: Вопросы ономастики. 2019. Том 16. № 4
Располагается в коллекциях:Вопросы ономастики

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
vopon_2019_4_012.pdf428,49 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.