Please use this identifier to cite or link to this item: http://hdl.handle.net/10995/81318
Title: Ушестье и авдотки в контексте смоленского городского нарратива и традиционной обрядности
Ushestie and Avdotki in the Context of the Smolensk Urban Narrative and Traditional Rites
Authors: Белова, О. В.
Belova, O. V.
Issue Date: 2019
Publisher: Издательство Уральского университета
Citation: Белова О. В. Ушестье и авдотки в контексте смоленского городского нарратива и традиционной обрядности / О. В. Белова // Вопросы ономастики. – 2019. – №16(4). – C. 108-122.
Abstract: С середины XIX в. в краеведческой и этнографической литературе, посвященной Смоленску, спорадически встречается упоминание о паломничестве, ежегодно совершавшемся белорусскими крестьянками из окрестных уездов на праздник Вознесения Господня в Спасо-Вознесенский женский монастырь. Название праздника Вознесения (Ушесцье, Ушестье) упоминается во всех известных нам публикациях описания паломничества в Смоленск. В ряде источников оно приобретает форму Умесцье и впоследствии начинает фиксироваться словарями в качестве самостоятельного хрононима, а именно «местного» названия праздника Вознесения. Задача статьи — на основе текстологического анализа источников определить причины появления этого хрононима и установить его фантомный характер. Также ставится цель проанализировать термин авдотки, обозначающий участниц богомолья в Вознесенском монастыре, с точки зрения его возможного происхождения, времени фиксации, сферы употребления и географии. В статье рассмотрены некоторые сюжеты, связанные с авдотками, и показано, как традиционные поверья встраиваются в локальный городской текст и получают «материализацию» в связи с конкретными городскими объектами. В архивных материалах первой половины XX в. нам пока не удалось найти упоминаний об этом паломничестве, равно как и зафиксировать термин авдотки в современной устной традиции, возможно, потому, что Вознесенский монастырь после закрытия и разорения его некрополя перестал быть центром духовного притяжения. Задачу дальнейшего исследования мы видим в том, чтобы уточнить, насколько распространена на Смоленщине практика приношений к «святым» местам в память об умерших детях и насколько культ из Вознесенского монастыря был известен за пределами Смоленска и в самом Смоленске. Пока же мы можем констатировать оригинальную этнографическую ситуацию, когда белорусские крестьянки «привязали» традиционные поверья к конкретному городскому объекту, и благодаря этому локальный текст Смоленска обогатился «диалектным» содержанием.
From the middle of the 19th century, the local lore and ethnographic literature concerning Smolensk contains occasional references of an annual pilgrimage to the Spaso-Voznesensky convent made by Belarusian peasant women from the surrounding counties in celebration of the Ascension Day. The name of the holiday — Ushestie, Ushestsie — features in all known publications containing a description of the pilgrimage to Smolensk. In some sources, it takes the form of Umestsie and is subsequently included in dictionaries as an independent chrononym, the “local” name of the Ascension holiday. The present paper looks into the origins of the name based on the textual analysis of sources and aims to establish its phantom nature. The author also considers the term avdotki referring to female pilgrims to the Spaso-Voznesensky convent, with regard to its possible origins, dating, distribution area, and scope of use. The article discusses several stories associated with “avdotki” and shows how traditional beliefs enrooted in the local urban narrative get “materialised” in connection with specific urban objects. In the archival materials of the first half of the 20th century, references to this pilgrimage are lacking, and neither is the term avdotki mentioned in the modern oral tradition. This can be explained by the decline of the Spaso-Voznesensky monastery as a center of spiritual attraction after the closure and destruction of its necropolis. Further research must include studying the practice of religious offerings made to the “holy” places in memory of deceased children, and the popularity of the Spaso-Voznesensky monastery and its rituals outside Smolensk and in Smolensk itself. In the meantime, the study takes to describe a peculiar ethnographic situation when traditional beliefs are “tied” to a specific urban object enriching the local text of Smolensk with “dialect” features.
Keywords: ХРОНОНИМИЯ
ДИАЛЕКТНАЯ ЛЕКСИКА
ОБРЯДЫ
НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
ГОРОДСКОЙ ФОЛЬКЛОР
НАРОДНАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ
НАРОДНЫЕ ВЕРОВАНИЯ
RUSSIAN LANGUAGE
CHRONONYMS
DIALECTAL VOCABULARY
RITUALS
FOLK CALENDAR
URBAN FOLKLORE
POPULAR RELIGION
POPULAR BELIEFS
URI: http://hdl.handle.net/10995/81318
SCOPUS ID: 85077536415
WOS ID: WOS:000511143100005
ISSN: 1994-2400 (Print)
1994-2451 (Online)
DOI: 10.15826/vopr_onom.2019.16.4.047
metadata.dc.description.sponsorship: Автор сердечно благодарит Е. Л. Березович, Д. В. Валуева, Н. А. Савину и Л. Л. Степченкова за консультации при подготовке статьи и за помощь в разыскании редких печатных источников.
The author is grateful to Elena Berezovich, Demyan Valuev, Natalia Savina and Leonid Stepchenkov for their valuable consultations and assistance in 􀂿 nding rare printed sources.
Origin: Вопросы ономастики. 2019. Том 16. № 4
Appears in Collections:Вопросы ономастики

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
vopon_2019_4_007.pdf385,59 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.