Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/81231
Название: | Антропонимы небиблейского происхождения в проповедях Стефана Яворского |
Другие названия: | Anthroponyms of N on-Biblical Origin in Stefan Yavorsky’s Sermons |
Авторы: | Саломатова, О. В. Salomatova, О. V. |
Дата публикации: | 2014 |
Издатель: | Издательство Уральского университета |
Библиографическое описание: | Саломатова О. В. Антропонимы небиблейского происхождения в проповедях Стефана Яворского / О. В. Саломатова // Вопросы ономастики. – 2014. – № 1 (16). – С. 116-121. |
Аннотация: | The article focuses on archbishop Stefan Yavorsky’s works which reflect the transitional character of late 17th — early 18th centuries Russian sermons. Before that time the genre had been loyal to the canonical principles of scholasticism, and beginning with Stefan Yavorsky the sermon was enriched with new ways of material presentation and new content. The use of numerous biblical personal names, names of saints, Fathers of the Church and theologians represents a trait inherent in the sermon as a genre, a wide use of non-biblical names being chiefly a distinctive feature of scholastic works. Among those names the author points out: 1) names of saints, Fathers of the Church, church hierarchs; 2) names of gods and heroes of A ntiquity; 3) names of ancient philosophers, historians and rulers; 4) names of foreign rulers, historians and public figures of the modern period; 5) names of Russian rulers. Thereby, the anthroponyms of non-biblical origin could be attributes of both “informational” (names of ancient gods and historical figures) and “spiritual” (names of saints, Fathers of the Church, church hierarchs) parts of a sermon. The author distinguishes the following functions of the analyzed names: 1) indication of sources of information (most frequent); 2) naming of the characters of a story or parable cited for illustrative purposes; 3) naming of a described person. Исследуемые проповеднические труды митрополита Стефана Яворского отражают переходный характер русской проповеди конца XVII — начала XVIII в. Ранее произведения этого жанра писались по всем канонам схоластики, со Стефана Яворского в проповедь начинают проникать иные способы подачи материала и новые элементы содержания. Использование большого количества библейских антропонимов, наименований святых, Отцов Церкви и богословов — характерная черта проповеди как жанра. Однако широкое использование онимов небиблейского происхождения является отличительным признаком именно схоластических произведений. Среди антропонимов небиблейского происхождения выделяются: 1) имена святых, Отцов Церкви, церковных иерархов; 2) имена античных богов и героев; 3) имена античных философов, историков и правителей; 4) имена зарубежных правителей, историков, общественных деятелей Нового времени; 5) имена российских правителей. Таким образом, антропонимы небиблейского происхождения могут быть атрибутом как «предметной» (имена античных богов и исторических деятелей), так и «духовной» (имена святых, Отцов Церкви, церковных иерархов) составляющей проповеди. В качестве функций анализируемых имен отмечены: 1) указание на источник информации (наиболее частотно); 2) наименование персонажей в рассказе или притче, которые употребляются для иллюстрации чего-либо; 3) обозначение описываемого лица. |
Ключевые слова: | RUSSIAN LANGUAGE ANTHROPONYMS OF NON-BIBLICAL ORIGIN RUSSIAN RELIGIOUS SERMON SCHOLASTIC SERMON STEFAN YAVORSKY REIGN OF PETER THE FIRST РУССКИЙ ЯЗЫК АНТРОПОНИМ НЕБИБЛЕЙСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ РУССКАЯ ЦЕРКОВНАЯ ПРОПОВЕДЬ СХОЛАСТИЧЕСКАЯ ПРОПОВЕДЬ СТЕФАН ЯВОРСКИЙ ПЕТРОВСКАЯ ЭПОХА |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/81231 |
ISSN: | 1994-2400 (Print) 1994-2451 (Online) |
Источники: | Вопросы ономастики. 2014. № 1 (16) |
Располагается в коллекциях: | Вопросы ономастики |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
vopon_2014_1_010.pdf | 245,64 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.