Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/79317
Название: A Textbook and Its Author: The Pre-Revolutionary Russian Tradition and Soviet Innovations in Nikolay M. Nikolsky’s Work
Авторы: Krikh, S.
Дата публикации: 2019
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Krikh S. A Textbook and Its Author: The Pre-Revolutionary Russian Tradition and Soviet Innovations in Nikolay M. Nikolsky’s Work / S. Krikh // Quaestio Rossica. — 2019. — Т. 7, № 4. — С. 1299-1308.
Аннотация: In this paper, the author analyses Professor N. M. Nikolsky’s 1933 school textbook on ancient history. Nikolsky introduced a number of interesting innovations in his work uncharacteristic of scholarship of the time. He was able to combine the pre-revolutionary school tradition and elements of Marxism. Equally, the textbook matched the level of historical scholarship of the first third of the twentieth century. Nikolsky’s innovations were almost completely rejected in the 1930s because of the replacement of the pre-revolutionary Marxist tradition with Soviet Marxism. As a result, his contribution to the renewal of the national system of teaching ancient history has been underestimated. Many of his ideas were not unpromising, but simply unfinished. This essay discusses the rivalry between N. M. Nikolsky and V. V. Struve, which the former lost.
Автор останавливается на сюжете появления первого советского школьного учебника по древней истории, написанного в 1933 г. историком религии и востоковедом Н. М. Никольским (1877–1959). Основная идея статьи заключается в сопоставлении этого издания с дореволюционной традицией гимназических учебников; этот анализ дополнен разбором особенностей личной и научной биографии автора учебника. Показано, что Никольский совершил ряд решительных инноваций как с точки зрения структуры, так и с точки зрения содержания исследования, которые гораздо больше соответствовали уровню развития мировой науки о древности в первой трети XX в., чем последующие версии того же учебника, созданные коллективом авторов под руководством А. В. Мишулина. Эти инновации были по большей части отвергнуты точно так же, как к середине 1930-х гг. оказалась почти полностью отвергнута и дореволюционная марксистская традиция, замененная советским марксизмом. Соответственно, и самого Никольского нужно оценивать как русского марксиста, раскрывшего свой талант в начале советского периода, но вынужденного постепенно трансформировать свои взгляды на протяжении 1930-х гг.
Ключевые слова: SOVIET HISTORIOGRAPHY
MARXISM
NIKOLSKY N. M.
SOVIET SCHOOL
SOVIET TEACHING
HISTORY OF THE ANCIENT WORLD
СОВЕТСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ
МАРКСИЗМ
НИКОЛЬСКИЙ Н. М.
СОВЕТСКАЯ ШКОЛА
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/79317
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42452596
Идентификатор SCOPUS: 85077118802
Идентификатор WOS: WOS:000510178900017
ISSN: 2313-6871
2311-911X
DOI: 10.15826/qr.2019.4.439
Сведения о поддержке: The study was supported by the Russian Foundation for Basic Research (RFBR), as part of the research project (No. 19–09–00125) Unification of Narrative in Soviet Historiography of World History: Transformation of Views and Scientific Creativity.
Источники: Quaestio Rossica. 2019. Т. 7. № 4
Располагается в коллекциях:Quaestio Rossica

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
qr_4_2019_17.pdf669,41 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.