Please use this identifier to cite or link to this item: http://hdl.handle.net/10995/77115
Title: Аудиовизуальная городская среда и проблемы аудиовизуального «загрязнения»: оценки и мнения жителей южно-российских городов
Other Titles: Audiovisual Urban Environment and Problems of Audiovisual «Pollution»: Estimates and Opinions of the Residents of South Russian Cities
Authors: Kienko, T.
Киенко, Т. С.
Issue Date: 2019
Publisher: Издательство Уральского университета
Citation: Киенко Т. С. Аудиовизуальная городская среда и проблемы аудиовизуального «загрязнения»: оценки и мнения жителей южно-российских городов / Т. С. Киенко // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий : материалы V Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 22-23 апреля 2019 г. : в 2-х т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. — Т. 1. — С. 340-345.
Abstract: The processes of urbanization against the backdrop of the rapid development of information technologies and media culture are associated with uncontrolled mass production, replication and exploitation of images, oversaturation of the urban environment with visual objects and sounds, their eclecticism and incongruence, chaotic accumulation in urban spaces. The sound and visual design of the urban environment takes place without or against the interests of rational urban planning, preservation of historical and cultural memory, socio-cultural and ethno-national identity of cities, human psychology and sociology, which leads to audiovisual «pollution» and the transformation of the urban environment into an aggressive and destructive . The paper discusses the results of the study «The development of the audiovisual environment of the modern Russian city in the context of the preservation and transmission of ethical values of Russian culture», conducted with the participation of the author in 2018 in 29 cities in eight constituent entities of the Russian Federation. So, the most annoying audiovisual «pollutants» citizens consider street garbage, dirt and dust on the streets, artificial city noises. A particular problem of megacities is the noise and excess of intrusive advertising information. There is a significant differentiation of assessments and satisfaction with the urban environment of residents of cities of different types, socio-demographic groups, but all categories of respondents noted manifestations of social inequality in the spatial and spatial environment of cities, the prevalence of profanity, lack of «people who know how to behave culturally» and constructive sociocultural spaces (not only parks and squares, children's sports and playgrounds, but also places of social and leisure, theaters, museums, you rates). Audiovisual «pollutants» are socio-culturally and anthropologically determined, which poses the task of posing new scientific problems, discourses and new methodology. Planning, design and ergonomic organization of urban space should be addressed in the context of scientifically based managed approaches to creating a rational, constructive, constructive sociocultural environment, and the audiovisual urban space should be viewed not only as a comfortable, accessible or even recreational living environment, but as a design space for sociocultural meanings. An aggressive audiovisual environment is capable of determining and producing meanings and values, values and norms, social consciousness, opinion and behavior, cultural and historical memory, fashionable and consumer trends, becoming a space of social risks. However, depending on the organization’s approaches, the city’s audiovisual environment can act as a space of aggression, social inequality, manipulation, a source of audiovisual and informational «garbage», and an educational environment for the formation of humanistic values and orientations, a culture of tolerance and culture, ethnocultural and political tolerance , a tool for creating a favorable moral and psychological climate, psychological and social security.
Процессы урбанизации на фоне стремительного развития информационных технологий и медиакультуры сопряжены с неконтролируемым массовым продуцированием, тиражированием и эксплуатацией образов, перенасыщением городской среды визуальными объектами и звуками, их эклектичностью и неконгруэнтностью, хаотичным нагромождением. Звуковое и визуальное оформление городской среды происходит без учета или вразрез с интересами рационального градостроительства, сохранения историко-культурной памяти, социокультурного и этно-национального своеобразия городов, психологии и социологии человека, что ведет к аудиовизуальному «загрязнению» и превращению городской среды в агрессивную и деструктивную. В работе обсуждаются результаты исследования «Развитие аудиовизуальной среды современного российского города в контексте сохранения и трансляции этических ценностей российской культуры», проведенного в 2018 году в 29 городах восьми субъектов Российской Федерации. Наиболее раздражающими аудиовизуальными «загрязнителями» горожане считают уличный мусор, грязь и пыль на улицах, искусственные городские шумы. Отмечается существенная дифференциация оценок и удовлетворенности жителей городов различных типов, социально-демографических групп, однако всеми категориями респондентов отмечены проявления социального неравенства в территориально-пространственной среде городов, распространенность ненормативной лексики, недостаток «людей, умеющих вести себя культурно» и конструктивных социокультурных пространств (парков и скверов, детских спортивных и игровых площадок, мест общения и отдыха, театров, музеев, выставок, современных архитектурных пространств). Аудиовизуальные «загрязнители» социокультурно и антропологически обусловлены, что ставит задачу постановки новых научных проблем, дискурсов и новой методологии проектирования и эргономичной организации городского пространства как разумной, конструктивной, созидательной социокультурной среды, а аудиовизуальное городское пространство следует рассматривать не просто как комфортную, доступную или даже рекреационную среду жизнедеятельности, но как пространство конструирования социокультурных смыслов. Аудиовизуальная среда способна определять и продуцировать смыслы и значения, ценности и нормы, общественное сознание, мнение и поведение, культурно-историческую память, модные и потребительские тренды, становясь пространством социальных рисков. В зависимости от подходов к организации, аудиовизуальная среда города может выступать как пространством агрессии, социального неравенства, манипуляций, аудиовизуального и информационного «мусора», так и воспитательной средой формирования гуманистических ценностей, культуры отношений и потребления, этнокультурной и политической толерантности, инструментом формирования благоприятного морально-психологического климата, психологической и социальной безопасности.
Keywords: CITY
CITIZENS
AUDIOVISUAL URBAN ENVIRONMENT
SOCIO-CULTURAL SPACE
AUDIOVISUAL «POLLUTION»
SOCIOLOGICAL SURVEY
ГОРОД
ГОРОЖАНЕ
АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ ГОРОДСКАЯ СРЕДА
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО
АУДИОВИЗУАЛЬНОЕ «ЗАГРЯЗНЕНИЕ»
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС
URI: http://hdl.handle.net/10995/77115
Conference name: V Международная научно-практическая конференция «Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий»
Conference date: 22.04.2019-23.04.2019
RSCI ID: https://elibrary.ru/item.asp?id=41190167
ISBN: 978-5-7996-2729-4 (т. 1)
978-5-7996-2730-0
metadata.dc.description.sponsorship: Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РФФИ (проект № 18-011-00841 по теме: «Развитие аудиовизуальной среды современного российского города в контексте сохранения и трансляции этических ценностей российской культуры»).
Origin: Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий. Т. 1. — Екатеринбург, 2019
Appears in Collections:Конференции, семинары, сборники

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
978-5-7996-2729-4_1_72.pdf441,51 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.