Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/75869
Название: Психологические аспекты консолидации социального капитала вуза
Другие названия: Psychological Aspects of Universities’ Social Capital Consolidation
Авторы: Чикер, В. А.
Почебут, Л. Г.
Волкова, Н. В.
Chiker, V. A.
Pochebut, L. G.
Volkova, N. V.
Дата публикации: 2019
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Чикер В. А. Психологические аспекты консолидации социального капитала вуза / В. А. Чикер, Л. Г. Почебут, Н. В. Волкова. — Текст : непосредственный // Университетское управление: практика и анализ. — 2019. — Том 23. — № 1-2. — С. 33-46.
Аннотация: В статье рассматриваются концептуальные проблемы психологического изучения различных форм консолидации социального капитала вузов. Основными формами консолидации является репутация вуза, доверие, приверженность целям вуза, идентификация с вузом, организационная культура, возможности реализации мотивов. Цель статьи – рассмотреть особенности консолидации социального капитала в трех ведущих вузах страны, провести теоретические обобщения, подтверждающие выдвинутую нами ранее концепцию структурных составляющих социального капитала организаций. В статье последовательно рассмотрены социальный капитал вуза и его взаимосвязь с организационной культурой и репутацией. Дано определение социального капитала организаций, а также консолидации социального капитала. Представлены результаты исследований базовых составляющих социального капитала у представителей различных субкультур вуза (обучающихся, административно-управленческих работников и преподавателей) трех ведущих вузов страны, имеющих высокий рейтинг. Описана взаимосвязь репутации вуза и возможности реализации мотивов обучающихся, динамика формирования социального капитала обучающихся в вузе, детерминанты социализации сотрудников вуза. Для принятия управленческих решений и дальнейших эмпирических исследований все феномены рассмотрены с точки зрения их психологического содержания с учетом объекта исследования (ведущие университеты страны). Всего в исследовании опрошено 590 человек. Данные обработаны при помощи различных статистических методов (контент-анализ, дисперсионный, корреляционный, регрессионный анализ). Исследование показало, что консолидация социального капитала вуза сочетает в себе внешний и внутренний фокус его рассмотрения, выражающийся в совокупных характеристиках репутации («репутационные платформы»), сочетании рыночной и клановой организационной культуры и социализации (доверие, приверженность и идентификация) и является безусловной позитивной базой для понимания возникающих управленческих проблем и целенаправленной работы с ними. Статья вносит вклад в понимание психологических аспектов управления вузом, изучение его совокупного социального капитала, на основании чего может быть существенно повышена его репутация и, соответственно, конкурентные преимущества в предпринимательской университетской среде.
The article considers the conceptual issues for psychological studying various forms of social capital consolidation within universities. The main aspects of social capital consolidation are university reputation, trust, commitment to university goals, identification with the university, organizational culture, and an opportunity to put personal motives into life. The main goal of this paper is to examine the peculiarities of social capital consolidation in three Russian leading universities and to make theoretical conclusions to confirm our model of organizations’ social capital components. The article step by step studies the concept of university’s social capital and its connection with both organizational culture and reputation. An organization’s social capital and its consolidation are defined; the basic components of social capital for representatives of different university subcultures (students, administrative staff, and faculty) in three leading Russian highly-ranked universities are named according to the research. There is described the interrelation between the university’s reputation and the opportunities to put personal motives into life, the dynamics of the social capital formation for students in Russian universities and determinants of socialization for employees in higher educational institutions. In order to make managerial decisions and conduct further empirical studies, all the phenomena are considered according to their psychological contents, the research objects (leading Russian universities) taken into account. Altogether 590 people participated in this study. Various statistical methods are used: content analysis, ANOVA (analysis of variance), correlation and regression methods. The research showed that the consolidation of universities’ social capital combines both internal and external focuses of this phenomenon that can be presented via reputation characteristics, for instance, «reputational platform», a combination of clan and market cultures as well as socialization (trust, organizational commitment and identification). This concept can be considered as a positive basis to understand different managerial problems and find focused efforts to solve them. This article contributes to understanding psychological aspects of university management and to studying its cumulative social capital, which can significantly improve university’s reputation, as well as its competitive advantages within entrepreneurial environment.
Ключевые слова: SOCIAL CAPITAL
HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION
CONSOLIDATION
REPUTATION
ORGANIZATIONAL CULTURE
СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ
ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
КОНСОЛИДАЦИЯ
РЕПУТАЦИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/75869
Условия доступа: Creative Commons Attribution License
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
ISSN: 1999-6640
DOI: 10.15826/umpa.2019.01-2.002
Сведения о поддержке: Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, № 19-013-00560.
Источники: Университетское управление: практика и анализ. 2019. Том 23. № 1-2
Располагается в коллекциях:Университетское управление: практика и анализ

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
UM_2019_1-2_33-46.pdf584,59 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons