Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/74505
Название: Отражение отношений «столица — провинция» в современной уральской поэзии
Другие названия: The Reflection of “Capital — Province” Relations in Contemporary Ural Poetry
Авторы: Барковская, Н. В.
Barkovskaya, N. V.
Дата публикации: 2019
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Барковская Н. В. Отражение отношений «столица — провинция» в современной уральской поэзии / Н. В. Барковская // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2019. — Т. 21, № 2 (187). — С. 163-180.
Аннотация: Статья посвящена актуальным проблемам литературной регионалистики. Материал для анализа — 4-й том «Антологии уральской поэзии» (2018), рассмотренный в сопоставлении с 3-м томом (2011) и «Энциклопедией. Уральская поэтическая школа» (2013). Предмет исследования — рефлексия участников уральского поэтического движения над статусом провинциального поэта. Методологической основой статьи, помимо историко-литературного принципа, выступает теория прагматики художественного текста. Уральское поэтическое движение рассматривается в контексте понятий «локальный текст», «региональная литература», «провинциальная (местная, периферийная) культура». Изменение историко-культурных обстоятельств за последние десятилетия в стране и, в частности, на Урале, вызвало трансформацию традиционных представлений об уникальности поэтической личности. Уральское поэтическое движение как проект В. Кальпиди показывает эффективность коллективных стратегий в организации и презентации поэзии. Цель антологий, выходящих каждые 7 лет, не только фиксировать наличное состояние уральской поэзии, но и осмыслять ее развитие, задавать векторы дальнейшего движения. Рассмотрение поэтических и аналитических текстов, включенных в 4-й том «Антологии уральской поэзии», убеждает в последовательности действий, направленных на превращение уральской поэзии в «стендовый проект» для всей российской поэзии. Для определения сути феномена уральского поэтического движения автор статьи обращается к теории акторно-сетевых взаимодействий Бруно Латура. Согласно Латуру, не субъекты определяют движение (перформативы), но движение формирует субъектов. Уральское поэтическое движение можно рассматривать как акторно-сетевое образование, добровольное и динамичное взаимодействие, причем частным жестам и практикам усилиями культуртрегеров придается общий смысл — преодоление дуализма столицы и провинции в самосознании участников движения.
This article considers current issues of literary regionalism with reference to the analysis of the fourth volume of the Anthology of Ural Poetry (2018) compared with the third volume (2011) and the Encyclopaedia of the Ural Poetry School (2013). The subject of the research is the reflection of participants in the Ural poetic movement over the status of a provincial poet. The methodological basis of the article, in addition to the historical-literary principle, is the theory of the pragmatics of a fiction text. The Ural poetic movement is considered in the context of the concepts of local text, regional literature, provincial, local, and peripheral culture. The change in the historical and cultural circumstances over the past decades in the country and in the Urals in particular has caused a transformation of traditional ideas about the uniqueness of a poetic personality. The Ural Poetry School as a project of V. Kalpidi shows the effectiveness of collective strategies in organising and presenting poetry. The goal of the anthologies issued every seven years is not only to fix the current state of Ural poetry but also to comprehend its development and set the directions of further progression. The consideration of the poetic and analytical texts included in the fourth volume of the anthology of Ural poetry convinces us of the sequence of actions aimed at turning Ural poetry into a “poster project” for all Russian poetry. To determine the essence of the Ural Poetry School phenomenon, the author of the article refers to the theory of actor-network interactions by Bruno Latour. According to Latour, it is not subjects that define movement (performatives), but movement forms subjects. The Ural Poetry School can be viewed as actor-networked education, voluntary and dynamic interaction, and common meaning is given to common gestures and practices by the efforts of Kulturträgers — overcoming the dualism of the capital and the province in the participants’ self-awareness.
Ключевые слова: СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА УРАЛА
УРАЛЬСКОЕ ПОЭТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
КАЛЬПИДИ В.
АНТОЛОГИЯ
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ЛАТУР Б.
MODERN URAL LITERATURE
URAL POETRY MOVEMENT
KALPIDI V.
ANTHOLOGY
REGIONAL LITERATURE
LATOUR B.
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/74505
Условия доступа: Creative Commons Attribution License
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=39150376
Идентификатор WOS: WOS:000472791700012
ISSN: 2587-6929
2227-2283
DOI: 10.15826/izv2.2019.21.2.033
Сведения о поддержке: Статья подготовлена в рамках проекта РНФ 19-18-00205 «Поэт и поэзия в постисторическую эпоху».
The article was sponsored by the Russian Science Foundation, project 19-18-00205 “The Poet and Poetry in the Post-Historical Era”.
Карточка проекта РНФ: 19-18-00205
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2019. Т. 21. № 2 (187)
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2019-187-12.pdf2,46 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons