Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/74503
Название: Стихотворные фельетоны П. Я. Блиновского в газетах «Уральский рабочий» и «Уральская новь»: жанр и исторический контекст
Другие названия: Poetic Feuilletons by P. Ya. Blinovsky in the Newspapers Uralsky Rabochiy and Uralskaya Nov’: Genre and Historical Context
Авторы: Козлов, И. В.
Kozlov, I. V.
Дата публикации: 2019
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Козлов И. В. Стихотворные фельетоны П. Я. Блиновского в газетах «Уральский рабочий» и «Уральская новь»: жанр и исторический контекст / И. В. Козлов // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2019. — Т. 21, № 2 (187). — С. 135-146.
Аннотация: В статье рассмотрены особенности трансформации жанра фельетона в послереволюционном газетном дискурсе. Объектом исследования стали фельетоны П. Я. Блиновского, завоевавшего популярность в екатеринбургской прессе еще до революции 1917 г., а после революции печатавшего фельетоны в газетах «Уральский рабочий», «Уральская новь» и приложениях к ним. В статье исследованы особенности создания образа лирического героя фельетонов, художественные приемы, которыми пользуется фельетонист в послереволюционном творчестве в сравнении с предреволюционным. Творческая деятельность Блиновского показана в контексте его биографии, для чего привлекаются архивные данные: прослежен насыщенный событиями жизненный и творческий путь Блиновского в 1914–1922 гг. Блиновский делает попытку вернуться к своему читателю, но на новом историческом этапе, избирая новый псевдоним, меняя художественный язык. Неизменным при этом остается требование практической пользы фельетона. В советское время творческий опыт Блиновского в качестве автора фельетонов в «Уральском рабочем» был забыт. В то же время эти тексты могут служить примером использования дореволюционных художественных приемов в прессе 1920-х гг. Опыт П. Я. Блиновского был редким для екатеринбургских газет этого времени, его стихотворные тексты были востребованы и до, и после революции 1917 г. в газетах, придерживавшихся различных политических программ. При этом его стихотворные фельетоны сохраняли актуальность для современного им читателя, одновременно смягчая переживание травматичного опыта перехода к новой социально-политической системе. Поэтому особенности приспособления фельетонного художественного языка к новым реалиям советской прессы должны быть изучены достаточно подробно.
This article considers features of the transformation of the feuilleton genre within postrevolutionary newspaper discourse. The author examines feuilletons by P. Ya. Blinovsky, who gained popularity with the Yekaterinburg press before the Revolution of 1917 and published articles in the newspapers Uralsky Rabochiy, Uralskaya Nov’ and their supplements after the Revolution. The article studies the features underlying the image of the persona of feuilletons, the artistic techniques used by the feuilletonist in his postrevolutionary creative work as compared to his prerevolutionary works. Blinovsky’s creative activity is shown in the context of his biography, for which the author considers archival data: the life and creative path of Blinovsky between 1914 and 1922 which was full of activity both on the personal and creative levels. Blinovsky attempts to return to his reader, but at a new historical stage, choosing a new pseudonym, changing his artistic language. The demand for the practical use of the feuilleton remains unchanged. During the Soviet era, the creative experience of feuilletonists was not studied enough, Blinovsky’s experience as an author of feuilletons in Uralsky Rabochiy was forgotten. Nevertheless, Blinovsky’s poetic feuilletons can serve as an example of the use of pre-revolutionary artistic techniques in the Soviet era. The experience of P. Ya. Blinovsky was rare for the Yekaterinburg press, his poetic texts were in demand both before and after the Revolution of 1917 in newspapers that adhered to various political programmes. At the same time, his poetic feuilletons remained relevant for the contemporaries, while at the same time alleviating the experience of the traumatic transition to a new sociopolitical system. Therefore, the features of adaptation of the artistic language of the feuilleton to the new realities of the Soviet press should be studied in detail.
Ключевые слова: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА И РЕВОЛЮЦИЯ
ФЕЛЬЕТОН
ГАЗЕТНЫЙ ДИСКУРС
ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ
МЕТАФОРА
РИФМА
ПСЕВДОНИМ
УРАЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
FICTION AND REVOLUTION
FEUILLETON
NEWSPAPER DISCOURSE
PERSONA
METAPHOR
RHYME
PSEUDONYM
URAL LITERATURE
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/74503
Условия доступа: Creative Commons Attribution License
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=39150374
Идентификатор WOS: WOS:000472791700010
ISSN: 2587-6929
2227-2283
DOI: 10.15826/izv2.2019.21.2.031
Сведения о поддержке: Статья подготовлена в рамках проекта РГНФ «На границе литературы и факта: языки самоописания в периодической печати Урала и Северного Приуралья XIX — первой трети ХХ века» № 16-04-00118а.
The study was financially supported by the Russian Foundation for Humanities, project no. 16-04-00118а “On the Border of Literature and Fact: The Languages of Selfdescription in the Periodical Press of the Urals and the Northern Urals of the 19th — First Third of the 20th Centuries”.
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2019. Т. 21. № 2 (187)
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2019-187-10.pdf2,47 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons