Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/70343
Название: Подготовка горной реформы в России в 1860-е гг.: европейские ориентиры и российские реалии
Другие названия: Preparations for Mining Reform in Russia in the 1860s: European Guidelines and Russian Realities
Авторы: Неклюдов, Е. Г.
Neklyudov, E.
Дата публикации: 2019
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Неклюдов Е. Г. Подготовка горной реформы в России в 1860-е гг.: европейские ориентиры и российские реалии / Е. Г. Неклюдов // Quaestio Rossica. — 2019. — Т. 7, № 1. — С. 55-67.
Аннотация: This article analyses the activity of two commissions, the Mining Commission and the Tax Commission, which operated in the 1860s under the Ministry of Finance in order to develop a draft reform of mining and metallurgical legislation of Russia. The author clarifies the role of various factors that influenced the adoption of decisions by members of the commissions, paying special attention to the importance of international experience. The article focuses on the views the participants of the discussion had regarding the prospects of private entrepreneurship in the mining industry and the use of the experience of Western European countries in addressing the issues of subsurface resource management, taxes, and the organisation of state supervision. It transpires that the Mining Commission relied in its proposals on the rules and institutions already existing in Russia, trying to give them a more European look, while the Tax Commission categorically rejected not only the domestic order, but also international experience if it did not comply with modern liberal ideas about freedom of enterprise. The differences in their approaches are explained by the composition of the members of both commissions. In the first Commission, which was composed of the higher echelons of the mining department, the basis for their proposed reform was their desire to reconcile the interests of the treasury and entrepreneurs. To this end, they sought to expand opportunities for private enterprise while maintaining professional supervision by a special mining department. In the second Commission, mostly represented by factory owners, liberal economists, and the “enlightened bureaucracy”, the interests of entrepreneurs came to the fore. This resulted in a focus on the complete elimination of sectoral governance, which was intended to lead to entrepreneurial freedom. Depending on the attitudes of Russian reformers to the development of the industry, they made different choices regarding legal and institutional innovations, either accepting or rejecting European experience. The author concludes that the choice of legal and institutional innovations and the adoption or rejection of European experience depended primarily on the ideas of Russian reformers about the development of the industry under the control or in the absence of the state.
Анализируется деятельность двух комиссий – Горной и Податной, действовавших в 1860-е гг. при Министерстве финансов с целью разработать проект реформы горнозаводского законодательства России. Выясняется роль различных факторов, повлиявших на принятие членами комиссий тех или иных решений, обращается особое внимание на значение иностранного опыта. Акцент делается на взглядах участников дискуссии о перспективах развития частного предпринимательства в горном деле и на использовании практики западноевропейских стран при решении вопросов недропользования, податей и организации государственного надзора. Выясняется, что Горная комиссия в своих предложениях опиралась на существующие в России правила и институты, пытаясь придать им более европейский вид, в то время как Податная комиссия решительно отвергала не только отечественные порядки, но и иностранный опыт в случае, если они не соответствовали современным либеральным представлениям о свободе предпринимательской деятельности. Различия в подходах объясняются составом участников обеих комиссий. В первой, где заседали высшие чины горного ведомства, базовым основанием для трансфера служило их желание согласовать интересы казны и предпринимателей. С этой целью они и стремились расширить возможности для частного предпринимательства, но при сохранении профессионального надзора со стороны особого горного ведомства. Во второй комиссии, где большинство оказалось за горнозаводчиками, либеральными экономистами и «просвещенной бюрократией», на первый план вышли интересы предпринимателей. Следствием этого стала ориентация на полную ликвидацию отраслевого управления, чем в первую очередь и достигалась предпринимательская свобода. В соответствии с этими установками, или представлениями российских реформаторов о путях развития отрасли, и происходил выбор правовых и институциональных новаций, принимался или отвергался европейский опыт. Делается общий вывод о том, что выбор правовых и институциональных новаций, принятие или отклонение европейского опыта зависели в первую очередь от представлений российских реформаторов о путях развития отрасли под контролем государства или без него.
Ключевые слова: 19TH-CENTURY RUSSIA
MINING REFORM
MINING LEGISLATION
WESTERN EUROPEAN EXPERIENCE
ГОРНОЗАВОДСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ В XIX ВЕКА
ГОРНАЯ РЕФОРМА
ГОРНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/70343
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=37296101
Идентификатор SCOPUS: 85064840860
Идентификатор WOS: WOS:000472133100004
ISSN: 2313-6871
2311-911X
DOI: 10.15826/qr.2019.1.362
Источники: Quaestio Rossica. 2019. Т. 7. № 1
Располагается в коллекциях:Quaestio Rossica

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
qr_1_2019_04.pdf322,94 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.