Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/69955
Название: Особенности структурно-смысловой организации цикла «Крохотки» А. И. Солженицына
Другие названия: The Features of Structural and Semantic Organisation of the Miniatures Cycle by Aleksandr Solzhenitsyn
Авторы: Хорохордина, О. В.
Khorokhordina, O. V.
Дата публикации: 2019
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Хорохордина О. В. Особенности структурно-смысловой организации цикла «Крохотки» А. И. Солженицына / О. В. Хорохордина // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2019. — Т. 21, № 1 (184). — С. 57-69.
Аннотация: Автор статьи выявляет структурные и смысловые особенности цикла А. И. Солженицына «Крохотки». В результате анализа цикла произведений, проведенного в русле когнитивно-коммуникативного подхода, автор приходит к выводу, что жанр «Крохоток» обладает следующими типовыми характеристиками: трехчастной композицией, включающей повествовательный, лирический и философский компоненты; сложной организацией образа автора, где объединяются посредник, несущий слово Божие людям, представитель соборной (русской православной) общности и рассказчик, предельно близкий личности реального писателя; множественной адресованностью: себе самому (саморефлексия), читателю (учительное послание), Богу (исповедь, молитва); набором доминантных тональностей: благоговейной (по отношению к Божественному), обличительной (по отношению к земной власти и проявлениям низкого в человеке), учительной (по отношению к читателю-собеседнику). Типовые жанровые черты выступают объединяющей основой цикла «Крохотки», однако при наличии набора типовых черт каждая «крохотка» имеет ярко выраженный индивидуальный художественный характер и обладает собственной эстетической ценностью. Цикл разделен на две части, каждую из которых завершает молитва: благодарственная молитва за личное благополучие от имени авторского я заключает первую часть цикла; просительная молитва за благополучие России от лица автора как части русской православной общности заключает вторую часть цикла. При этом тематические и тональные совпадения молитв с произведениями каждой из частей цикла позволяют рассматривать их не только как финальные компоненты, но и как звенья, скрепляющие весь цикл «Крохотки» в целое кольцевое структурное и смысловое единство, в котором воплощается авторская картина мира.
The author reveals the structural and semantic features of the cycle Miniatures by A. I. Solzhenitsyn. As a result of the analysis of the cycle of works carried out in line with the cognitive and communicative approach, the author comes to a conclusion that the genre of the Miniatures has a number of typical characteristics, i.e. three-part composition, including narrative, lyrical and philosophical components; a complex organisation of the author’s image, which brings together an intermediary who carries the word of God to people, a representative of the collegial (Russian Orthodox) community and a narrator who is extremely close to the personality of the real writer; multiple targeting: oneself (self-reflection), reader (teaching message), God (confession, prayer); a set of dominant tonalities: reverent (in relation to the divine), accusatory (in relation to state power and manifestations of the low in man), instructive (in relation to the reader-interlocutor). Typical genre features unify the cycle Мiniatures, however, despite a set of typical features, each “miniature” has a pronounced individual artistic character and its own aesthetic value. The cycle is divided into two parts, each of which ends with a prayer: a thanksgiving prayer for personal well-being on behalf of the author’s self concludes the first part of the cycle; a prayer for the well-being of Russia on behalf of the author as part of the Russian Orthodox community concludes the second part of the cycle. At the same time, thematic and tonal coincidences of prayers with the works of each part of the cycle allow us to consider them not only as final components, but also as links that bind the entire cycle of Miniatures into a whole circular structural and semantic unity, which embodies the author’s picture of the world.
Ключевые слова: МINIATURES CYCLE
STRUCTURAL AND SEMANTIC ORGANISATION
IMAGE OF THE AUTHOR
THE IMAGE OF THE ADDRESSEE
TONALITY
ЦИКЛ «КРОХОТКИ»
СТРУКТУРНО-СМЫСЛОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
АВТОРСКИЙ ЖАНР
ОБРАЗ АВТОРА
ОБРАЗ АДРЕСАТА
ТОНАЛЬНОСТЬ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/69955
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=37347739
Идентификатор WOS: WOS:000468447400005
ISSN: 2587-6929
2227-2283
DOI: 10.15826/izv2.2019.21.1.005
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2019. Т. 21. № 1 (184)
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2019-184-05.pdf2,35 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.