Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/68476
Название: Ориентация сельских старшеклассников на высшее образование в современной России
Другие названия: Rural Senior Schoolchildren’ Orientations to Higher Education in Modern Russia
Авторы: Грунт, Е. В.
Махова, М. А.
Grunt, E. V.
Mahova, M. A.
Дата публикации: 2019
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Грунт Е. В. Ориентация сельских старшеклассников на высшее образование в современной России / Е. В. Грунт, М. А. Махова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. — 2019. — Т. 14, № 1 (185). — С. 65-78.
Аннотация: Ориентации сельских старшеклассников были проанализированы авторами с позиций институционального и аксиологического подходов. В рамках данных подходов высшее образование, с одной стороны, рассматривается как важный социальный институт общества, с другой — как многогранный, полифункциональный феномен. Цель исследования — изучить ориентации сельских старшеклассников на высшее образование. Эмпирическую базу исследования представляют материалы социологического исследования, проведенного авторами в 2015–2018 гг. в общеобразовательных школах Артинского городского округа. Методы, используемые в исследовании, сочетают количественную и качественную стратегию. Исследование зафиксировало: высшее образование для большинства сельских старшеклассников является инструментальной ценностью, связанной с изменением социального статуса, возможностью переезда из села в город, приобретения желаемой профессии. Отсутствие возможности для самореализации молодежи в сельской местности и отсутствие работы усиливает число невозвращенцев на малую родину после получения высшего образования. Проживание в сельской местности оказывает на дальнейшие жизненные шаги значительно более сильное влияние, чем личные планы молодежи, в том числе и на поступление в разные типы учебных заведений (или сохранение общего среднего образования).
The major research objective is to clarify rural schoolchildren’ orientations to higher education in modern Russia. Methodology: Higher education has been considered from the standpoint of institutional and axiological approaches. The research methodology combines qualitative and quantitative methods. Methods of collecting primary data were the questionnaire and interview. 206 rural schoolchildren were questioned. Interviews with experts (20 experts) are used to identify main problems and the causes of low assessment of education values by schoolchildren. Findings and discussion: The study has shown that higher education is an instrumental value for the majority of rural schoolchildren and their parents, which is associated with improving future social status, getting better job after graduation and relocating to cities. The dominant status-prestige value of higher education will probably retain its leading position in the nearest future, sharing it, perhaps, with economic (material) value. The lack of conditions for schoolchildren’s self-realization increases the number of defectors in the village. Meanwhile, the orientation of schoolchildren towards the profession of a teacher and doctor tells us about the potential return of young people to the village if there is a developed infrastructure there (hospitals, schools, secondary vocational educational institutions, etc.). However, only 30.0% of the respondents do not return to their villages after graduation of the university. The study has revealed different access to higher education among rural students. It turned out that living in rural areas has a much stronger infl uence on further life course than personal plans of young people, including admission to different types of educational institutions (or preservation of general secondary education).
Ключевые слова: RURAL SCHOOLCHILDREN
HIGHER EDUCATION
ORIENTATIONS TO HIGHER EDUCATION
COMPULSORY SCHOOLING VALUE
INSTRUMENTAL VALUE
ОРИЕНТАЦИИ НА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СЕЛЬСКИЕ СТАРШЕКЛАССНИКИ
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ
ПРОФИЛЬ ОБУЧЕНИЯ
ВОЗВРАТ НА МАЛУЮ РОДИНУ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/68476
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=37335960
ISSN: 2227-2291
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. 2019. Т. 14. № 1 (185)
Располагается в коллекциях:Tempus et Memoria

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iuro-2019-185-06.pdf1,22 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.