Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/66383
Название: Влияние поведения экономических агентов в децентрализованной налоговой системе на трансформацию институциональной среды
Другие названия: The Influence of the Behavior of Economic Agents in a Decentralized Tax System on the Ransformation of the Institutional Environment
Авторы: Молодых, В. А.
Рубежной, А. А.
Molodykh, V. A.
Rubezhnoy, A. A.
Дата публикации: 2017
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Молодых В. А.Влияние поведения экономических агентов в децентрализованной налоговой системе на трансформацию институциональной среды / В. А. Молодых, А. А. Рубежной // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. — 2017. — Том 16. — № 4. — С. 709-726.
Аннотация: The transformation of the current tax system requires taking into account different types of behavior of taxpayers, characterized by different reaction to the actions of the state in the process of realization of control functions. The aim of the study is to develop a model of optimal strategy selection for the taxpayer to overcome institutional traps and assess the potential of the national tax system to move to a new qualitative level of development. The methodological basis for the study was provided by the background of the neoclassical theory describing the traditional paradigm of tax administration that is integrated into behavioral economics, which allowed us to consider relationships within the tax system as a situation of a social dilemma with individual interests. The proposed model is based on the mathematical apparatus of game theory with nature, the modeling of the mechanism of overcoming institutional traps in the tax system carried out with regard to their functional properties on the basis of the law of hierarchic compensations and the concept of path dependence. The simulation results show that maximizing the state’s control functions of the tax system leads to the fact that an increase in its efficiency is possible only through an extensive growth of regulatory bodies. The optimal policy would be a partial replacement of the control functions of the state with coordination executed by autonomous self-organizing groups of taxpayers that formed as a result of the growth of entropy of the tax system. One can change the forms of tax control as regards the implementation of procedures of “horizontal monitoring” of “fair play initiatives”, loyalty and trust through the introduction of strategies of cooperation between taxpayers and the regulatory authorities. It is important to note that taking into account present-day specifics of the existing relationships and the accumulated negative experience of cooperation in the tax area did not provide enough prerequisites and incentives for taxpayers to fully and timely to pay legally established taxes. Therefore, it is necessary to use a combined approach which is based on a cooperative strategy of self-regulation, and - as an exceptional measure - to use tough sanctions in order to counter deviant behaviour.
Трансформация действующей налоговой системы требует учета разных типов поведения налогоплательщиков, отличающиеся различной реакцией на действия государства в процессе реализации им контрольных функций. Целью исследования является разработка модели выбора оптимальной стратегии налогоплательщика для преодоления институциональных ловушек и оценки возможности перехода национальной налоговой системы на новый качественный уровень развития. В качестве методологической основы использованы предпосылки неоклассической теории, описывающие традиционную парадигму налогового администрирования, интегрированные с поведенческой экономикой, что позволило рассмотреть взаимоотношения в налоговой системе как ситуацию социальной дилеммы с индивидуальными интересами. Предложенная модель основана на математическом аппарате теории игр с природой, моделирование механизма преодоления институциональных ловушек в налоговой системе проведено с учетом их функциональных свойств на основе использования закона иерархических компенсаций и концепцией «path dependency». Результаты моделирования демонстрируют, что максимизация контрольной функции налоговой системы со стороны государства приводит к тому, что повышение уровня ее эффективности возможно только за счет экстенсивного роста контролирующих органов. Оптимальной стратегией является частичная замена контрольной функции государства на координацию сформировавшихся в результате роста энтропии налоговой системы автономных самоорганизующихся групп налогоплательщиков. Возможно изменение форм налогового контроля в части внедрения процедур «горизонтального мониторинга» «фейр-плей инициатив», повышения лояльности и доверия за счет внедрения стратегий сотрудничества налогоплательщиков и контролирующих органов. При этом важно учитывать, что с учетом современной специфики сложившихся отношений и накопленного негативного опыта взаимодействия в налоговой сфере отсутствует достаточно предпосылок для полного внедрения клиентоориентированных форм налогового контроля. Поэтому необходимо использование комбинированного подхода, в основе которого лежит кооперативная стратегия саморегулирования, а в качестве исключительной меры используются жесткие санкции с целью противодействия девиантным моделям поведения.
Ключевые слова: TAX POLICY
BEHAVIOR
TAXPAYER
CONTROL
INSTITUTIONAL TRAPS
EVASION
ADMINISTRATION
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА
ПОВЕДЕНИЕ
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК
КОНТРОЛЬ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ЛОВУШКИ
УКЛОНЕНИЕ
АДМИНИСТРИРОВАНИЕ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/66383
ISSN: 2412-5725
DOI: 10.15826/vestnik.2017.16.5.034
Сведения о поддержке: Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект №17-32-01024/17-ОГОН)
Источники: Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. — 2017. — № 5
Располагается в коллекциях:Вестник УрФУ. Серия экономика и управление

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
vestnik_2017_5_004_.pdf623,61 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.