Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/66360
Название: Современная форсайт-грамотность как инструмент командного развития
Другие названия: Modern Foresight Literacy as a Tool for Team Development
Авторы: Якубовская, Т. В.
Yakubovksya, T. V.
Дата публикации: 2018
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Якубовская Т. В. Современная форсайт-грамотность как инструмент командного развития / Т. В. Якубовская // Университетское управление: практика и анализ. — 2018. — Том 22. — № 2. — С. 45-55.
Аннотация: The article analyses cases from international and Russian practice for providing justification for development of foresight literacy as a team development instrument. University development teams are informal structural units for solving peculiar types of tasks which cannot be solved within the scope of current authority of individual team members. In that respect it is extremely important for a team to include key experts (including those at executive positions) in those areas of university life which require qualitative change. On the other hand, we must take into consideration that development team is not a direct unit of decision making at the university as its main task is to prepare justification and pilot versions supporting decision making process of relevant executive structures and positions at the university. This difference of roles between «development team» and «decision making center» poses a great practical problem for organization of change and development process management at universities and other organizations. Research task was to look at the challenging position «development teams» and «decision making centers» and see how modern development team should conduct its activities without substituting the functions of decision making centers and performing own function of supporting decision making process of a special type, related to defining the future of the organization in different time horizons. Basic context for such research task in this article is the analysis of international experience of foresight research inclusion into the decision making system. Foresight research, which started in 1950s for regulating decision making support processes related to different time scales of future activities, has a special place in future studies which underwent dynamic growth in the history of Western culture of XX century. Particular interest is caused by cases reflecting the fact that at this historical stage accumulated experience of foresight research has become a source of intensifying global trend of broadening the sphere of future – oriented educational practice of developing foresight literacy, foresight thinking, interdisciplinary and transdisciplinary formats of team activities etc. Therefore, the main results of conducted research include problematization of approaches to questions of supporting team development seen via peculiarities of interaction between «development team» and «decision making system» in the context of modern foresight culture development experience. Further research aspect definitely does not cover all range of questions related to development team activities but is a key one and is the gist of research value and originality. Practical suggestions concerning support of university development teams are related to conditions allowing the team to include modern foresight methodology into its activities: trends and pilot modules of mastering foresight literacy for ensuing inter- and transdisciplinary of team activities.
В статье на материале мирового опыта проводится анализ современной форсайт-грамотности в контексте темы поддержки командного развития. Рассматривается специфика деятельности особого типа команд, которые появились в последнее десятилетие и являются относительно новой организационно-управленческой единицей для российского университетского образования – «команд развития». Основной тезис статьи состоит в том, что форсайт-грамотность является принципиально важным условием и инструментом для решения задач в системе «команда развития» – «центры принятия решений». Проблемная диспозиция «команда развития» – «центры принятия решений» является достаточно типичной для управления программами развития, при которой управленческая проблема заключается в том, что современная команда развития должна строить деятельность, не подменяя задачи центров принятия решений и выполняя собственные функции. В статье проводится анализ возможностей форсайт-методологии для углубления понимания данной управленческой ситуации на основе исторического опыта интеграции принципов исследований и эффективной комбинации различных методов, обеспечивающих современное производство и обращение знаний о будущем. В мировой истории развития методологии исследований будущего (Future studies) именно форсайт (Foresight) изначально позиционируется как организация исследований, направленных на поддержку процессов принятия решений, связанных с различными временными масштабами программ будущей деятельности. В рамках анализа эволюции и специфики форсайт-исследований рассматриваются ключевые принципы современной форсайт-грамотности, которые являются основаниями для эффективной деятельности команд развития и формируют особую онтологию и этику деятельности, а также соответствующий специфический арсенал подходов и инструментов создания и управления программами и проектами развития: принцип разделения функций «команда развития» – «центры принятия решений» на основе методологии разработки оснований и версий для принятия решений относительно различных масштабов времени; принцип организации future-ориентированного анализа технологий и их интегративного влияния при разработке версий для поддержки принятия решений (меж- и трансдисциплинарный анализ трендов, угроз, возможностей, сценарных версий в системах «ключевые технологии» – «рынки» – «социальные и культурные изменения» – «изменения в образовательной практике» для разработки инновационных решений и программ развития); принцип организации процессов исследования и согласования ключевых групп интересов для разработки версий программ развития (Possible, Probable and Preferred Futures). В статье представлены кейсы, которые отражают ситуацию того, как в мировой практике обсуждается future thinking и foresight thinking, относительно которых разрабатываются программы развития future-грамотности и foresightграмотности (future-literacy, foresight-literacy). На данном историческом этапе такой накопленный опыт стал источником нарастающего мирового тренда расширения сфер образования, ориентированного на будущее (Future-oriented education). В основе этого процесса лежит идея массовизации разработок и опыта в области современной методологии Futures studies и Foresight для поддержки становления нового типа мышления – мышления о будущем, которое точнее можно было бы назвать «мышление будущим». Базовой задачей является поддержка инновационного развития стран и территорий на основе формирования форсайт-культуры населения, групп профессионалов, управленческих групп.
Ключевые слова: FORESIGHT METHODOLOGY
FORESIGHT LITERACY
DEVELOPMENT TEAMS
TEAM DEVELOPMENT
INTERDISCIPLINARY TEAMS
TRANSDISCIPLINARY TEAMS
ФОРСАЙТ-МЕТОДОЛОГИЯ
ФОРСАЙТ-ГРАМОТНОСТЬ
КОМАНДЫ РАЗВИТИЯ
КОМАНДНОЕ РАЗВИТИЕ
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ КОМАНДЫ
ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЕ КОМАНДЫ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/66360
ISSN: 1999-6640
DOI: 10.15826/umpa.2018.02.015
Источники: Университетское управление: практика и анализ. 2018. Том 22. № 2
Располагается в коллекциях:Университетское управление: практика и анализ

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
UM_2018_2_45-55.pdf519,21 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.