Please use this identifier to cite or link to this item: http://hdl.handle.net/10995/66119
Title: Произведения шведских камнерезных мануфактур в музеях Санкт-Петербурга: проблемы атрибуции
Other Titles: Swedish Lapidary Works in St Petersburg Museums: Attribution Problem
Authors: Боровкова, Н. В.
Borovkova, N. V.
Issue Date: 2018
Publisher: Уральский федеральный университет
Citation: Боровкова Н. В. Произведения шведских камнерезных мануфактур в музеях Санкт-Петербурга: проблемы атрибуции / Н. В. Боровкова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2018. — Т. 20, № 4 (181). — С. 108-118.
Abstract: This article focuses on the problem of lapidary works attribution, as it is a key issue connected with the study of decorative and applied art of the 18th–20th centuries. For many years, nearly all lapidary works in the collections of Russian museums were primarily associated with the handcraft of Russian stonecutters. This paper presents an attribution of two items from the Mining Museum collection. Over the years, these items were attributed to the Russian lapidary factories and were not considered Western European artworks. The author carries out a comparative analysis of the stone material which was used to produce lapidary works. The study examines items from the collections of the State Hermitage, the State Museum Pavlovsk, and the Mining Museum of the St Petersburg Mining University. Information on these items is supplemented by archival documents from the State Hermitage Department of Manuscripts and publications by Swedish researchers on the national lapidary manufactories. The study allows the author to attribute urns made of rhyolite porphyry and ophicalcite tazzas from the Mining Museum collection, to the works of the Swedish lapidary manufactories of the 19th century. Thus, the article introduces two cultural heritage items, made by Swedish stone-cutters in the Royal Porphyry Manufactory of Älvdalen and in the Marble Manufactory of Kolmården. The author provides a detailed description of the development of lapidary production in Sweden between the 18th and early 20th centuries. The article also discusses important issues of the cross-cultural exchange between the two northern countries, expanding the borders of cultural cooperation. This study makes it possible to identify Swedish lapidary works in modern museum collections and enrich knowledge about the Western European industrial lapidary production.
Статья посвящена важному и актуальному вопросу изучения декоративно-прикладного искусства XVIII–XX вв. — проблеме атрибуции камнерезных произведений. Многие годы практически все камнерезные изделия в собраниях российских музеев ассоциировались в первую очередь с работами русских камнерезов. В данном исследовании атрибутированы два изделия из собрания Горного музея, которые на протяжении многих лет относили к работам русских камнерезных фабрик и не рассматривали в качестве произведений западноевропейского искусства. В ходе изучения произведений было проведено сопоставление каменного материала, который применяли для производства камнерезных изделий. В исследовании рассмотрены предметы из коллекций Государственного Эрмитажа, ГМЗ «Павловск» и Г орного музея Санкт-Петербургского горного университета, сведения о которых дополнены архивными документами отдела рукописей Государственного Эрмитажа и публикациями шведских исследователей о камнерезных мануфактурах Швеции. Проведенное исследование позволило автору атрибутировать вазы-урны из порфирового риолита и чаши из офиокальцита из собрания Горного музея и отнести их к работам шведских камнерезных мануфактур XIX в. Таким образом, в научный оборот введено два памятника, выполненных шведскими камнерезами на Королевской порфировой мануфактуре Эльфдалена и на мраморной мануфактуре в Кольморден. В статье подробно рассказывается о развитии камнерезного производства на территории Шведского государства в XVIII — нач. XX в. В статье затрагиваются важные вопросы кросс-культурного обмена двух северных государств, расширяются границы культурного сотрудничества между странами, что позволило выявить в современных музейных коллекциях произведения камнерезных мануфактур, существовавших на территории Швеции, и расширить знания о западноевропейском промышленном камнерезном производстве.
Keywords: LAPIDARY ART
ROYAL PORPHYRY MANUFACTORY OF ALVDALEN
MARBLE MANUFACTORY OF KOLMARDEN
ATTRIBUTION PROBLEM
CROSS-CULTURAL EXCHANGE
КАМНЕРЕЗНОЕ ИСКУССТВО
ПОРФИРОВАЯ КОРОЛЕВСКАЯ ЭЛЬФДАЛЕНСКАЯ МАНУФАКТУРА
МРАМОРНАЯ МАНУФАКТУРА КОЛЬМОРДЕН
ПРОБЛЕМА АТРИБУЦИИ
КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ
URI: http://hdl.handle.net/10995/66119
RSCI ID: https://elibrary.ru/item.asp?id=36806667
DOI: 10.15826/izv2.2018.20.4.069
Origin: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2018. Т. 20. № 4 (181)
Appears in Collections:Известия Уральского федерального университета. Серия 2, Гуманитарные науки

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
iurg-2018-181-07.pdf4,9 MBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.