Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://hdl.handle.net/10995/66110
Название: «…По закону Моисея и Израиля»: брак за чертой оседлости (по материалам еврейской религиозной общины Екатеринбурга)
Другие названия: Jewish MarriageS Outside the Pale of Settlement (with Reference to the Materials of the Yekaterinburg Jewish Religious Community)
Авторы: Главацкая, Е. М.
Заболотных, Е. А.
Glavatskaya, E. M.
Zabolotnykh, E. A.
Дата публикации: 2018
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Главацкая Е. М. «…По закону Моисея и Израиля»: брак за чертой оседлости (по материалам еврейской религиозной общины Екатеринбурга) / Е. М. Главацкая, Е. А. Заболотных // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2018. — Т. 20, № 4 (181). — С. 9-26.
Аннотация: This article analyses religious marriages which played an important role in preserving the identity of the Jewish urban population beyond the Pale of Settlement. It considers the basic legal provisions regulating Jewish marriages. The authors reconstruct wedding rituals typical of Russian Jews. They also analyse marriages contracted in Yekaterinburg between the formation of the first families of Jewish soldiers in the 1850s until 1917. The main sources of research were the 8th Orenburg Batallion’s archival records containing information on marriages of soldiers during their service; the database “Ural Population Register”, containing transcribed data from Yekaterinburg synagogue’s metric books for the period between 1906 and 1917; late 19th and early 20th centuries ethnographic descriptions of Jewish wedding rituals in the western provinces of the country. According to the authors’ findings, soldiers of the 8th Orenburg Linear Batallion registered the first Jewish weddings in Yekaterinburg in the 1850s. They managed to communicate not only with their relatives remaining in the Pale of Settlement in the Western provinces of the Empire, but also with Jewish communities in Western Siberia. Permission to get married was granted by the commanders and demanded that the newly wedded be provided with their own accommodation. The research proved that Yekaterinburg Jews, with very few exceptions, contracted ethnically and religiously homogeneous marriages, which contributed to the preservation of their ethnic and religious identity. They observed religious regulations with regard to the time and date of marriage at least until 1917 and each marriage was accompanied by the signing of a marriage contract — Ktuba. The presence of a government rabbi was not mandatory; instead, the so-called spiritual rabbis or respected members of the community could conduct the wedding.
В статье анализируется феномен религиозного брака, игравшего важную роль в сохранении идентичности еврейского городского населения, находящегося а чертой оседлости. В ней рассмотрены основные положения законодательства, регулировавшего браки иудеев; реконструированы свадебные обряды, практиковавшиеся российскими иудеями; проанализированы браки, заключенные Е катеринбурге от появления первых семей солдат-иудеев в 1850-e гг. до 1917 г. Основными источниками исследования явились материалы делопроизводства Оренбургского линейного батальона № 8 за 1843–1858 гг., в которых содержалась информация о браках, заключенных солдатами во время службы; база данных «Регистр населения Урала», в которую были транскрибированы сведения из метрических книг Екатеринбургской еврейской общины за 1906–1917 гг., а также этнографические описания еврейских свадебных обрядов, практиковавшихся в западных губерниях страны в конце XIX — начале XX в. В результате проведенного исследования удалось установить, что первые еврейские свадьбы были проведены в городе солдатами Оренбургского линейного батальона, которые сохраняли связь не только с родственниками, оставшимися за чертой оседлости, но и с общинами Западной Сибири. Разрешение на свадьбу выдавало начальство, требуя, чтобы молодая семья была обеспечена собственным жильем. Браки проводились батальонным раввином, все рожденные в солдатских еврейских семьях мальчики проходили обряд обрезания. Было установлено, что евреи, за крайне редким исключением, создавали этнически и религиозно гомогенные браки, что способствовало сохранению идентичности; соблюдали религиозные предписания в отношении времени и дня заключения браков до 1917 г.; каждое бракосочетание сопровождалось подписанием брачного договора. При этом присутствие казенного раввина, официально признанного властями, было необязательным, обряд вместо него могли провести духовный раввин или уважаемые члены общины.
Ключевые слова: JEWS
MARRIAGE
PALE OF SETTLEMENT
URALS
HISTORY
RELIGIOUS IDENTITY
JUDAISM
ЕВРЕИ
БРАК
ЧЕРТА ОСЕДЛОСТИ
УРАЛ
ИСТОРИЯ
РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
ИУДАИЗМ
URI: http://hdl.handle.net/10995/66110
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=36806661
DOI: 10.15826/izv2.2018.20.4.063
Сведения о поддержке: The study is sponsored by the Russian Science Foundation, grant 16-18-10105 “Ethnoreligious and Demographic Dynamics in Mountainous Eurasia around 1900. A Comparison of the Urals and Scandinavia”.
Работа выполнена при финансовой поддержке РНФ, грант № 16-18-10105 «Этно-религиозная и демографическая динамика в горной Евразии в конце XIX — начале XX в. на примере Урала и Скандинавии».
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2018. Т. 20. № 4 (181)
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2, Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2018-181-01.pdf2,33 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.