Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/66095
Название: Новая интерпретация погрудных изображений в медальонах на коптских тканях IV–VI вв.
Другие названия: New Interpretation of the Imagines Clypeatae on the Coptic Textiles of the 4th – 7th Centuries
Авторы: Ошарина, О. В.
Osharina, O.
Дата публикации: 2017
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Ошарина О. В. Новая интерпретация погрудных изображений в медальонах на коптских тканях IV–VI вв. / О. В. Ошарина // Античная древность и средние века. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. — Вып. 45. — С. 57-76.
Аннотация: Late Antique Egyptian textiles of the 4th – 7th centuries often represent compositions with busts within medallions. The attribution of these images is still undecided and they can be viewed by scholars from different angles, like decorative, mythological or astronomic features. The rich variety of the Late Egyptian textiles in the Hermitage collection allows us to construct the typology of the abovementioned compositions and to trace their evolution. From ancient times all these images were the symbols of protection, elevation and immortality. They definitely function as an apotropaion and demonstrate the link with the cult of Dionysos. Images within medallions most often appear in eschatological compositions: with a Nereid riding a hippocampus, figures of a horseman an Amazon, a lion or an eagle. The greater part of similar images comes from the London collection in the Victoria and Albert Museum and the Municipal Museum of Haag. They originate from Akhmim. Purple textiles with waist-figures within medallions are connected mainly with the former two Greek settlements – Antinoia and Akhmim. It is possible that a considerable part of their population were Roman veterans whose descendants for a long time followed their traditional funeral customs.
На позднеегипетских тканях конца IV–VII вв. часто встречаются погрудные изображения в медальонах. Вопрос иконографии и символики этих образов до сих пор остается открытым, и рассматривается исследователями в разных аспектах: мифологическом, астрономическом или декоративном. Богатое разнообразие пурпурных тканей эрмитажного собрания позволяет поставить вопрос о генезисе и символическом значении изображений в медальонах. Уже в античный период они были символом защиты, возвышения и обретения бессмертия. Изображения в медальонах чаще встречаются в эсхатологических композициях: нереида, плывущая на гиппокамфе, Афродита в окружении дионисийской свиты, фигура всадника-охотника, амазонки и кентавра, изображения льва, зайца или орла. Обра-тившись к тканым композициям с погрудными изображениями в медальо-нах, заметим, что все они, так или иначе, связаны с дионисийской тематикой. В более поздний период складывается подчеркнуто христианский ха-рактер композиций. Большая часть типологически близких изображений из собрания Эрмитажа приходится на лондонскую коллекцию Виктории и Альберта и происходит из бывшего греческого поселения, Панополя (современный Ахмим). Значительная часть населения города состояла из римских ветеранов и их потомков, долгое время сохранявших традиции привычной погребальной практики.
Ключевые слова: РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО ЕГИПТА
БЮСТЫ В МЕДАЛЬОНАХ
ТКАНИ
СИМВОЛ
АЛЛЕГОРИЯ
ДИОНИС И ЕГО СПУТНИКИ
LATE ANTIQUE ART IN EGYPT
IMAGINES CLYPEATAE
SYMBOL
ALLEGORY
DIONY-SUS AND HIS RETINUE
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/66095
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=36728193
ISSN: 0320-4472
DOI: 10.15826/adsv.2017.45.004
Источники: Античная древность и средние века. 2017. Вып. 45
Располагается в коллекциях:Античная древность и средние века

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
adsv-45-04.pdf1,44 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.