Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/65967
Название: Личностное и профессиональное самоопределение старшеклассников
Другие названия: Personal and professional selfidentification of high school students
Авторы: Ершова, И. А.
Пермякова, М. Е.
Ershova, I. A.
Permiakova, M. E.
Дата публикации: 2018
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Ершова И. А. Личностное и профессиональное самоопределение старшеклассников / И. А. Ершова, М. Е. Пермякова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2018. — Т. 24, № 4 (180). — С. 91-97.
Аннотация: С целью изучения личностного и профессионального самоопределения старшеклассников было проведено исследование, в котором приняли участие 72 человека, из них 40 — учащиеся 9-х классов, 32 — учащиеся 11-х классов. Задача исследования заключалась в сравнительном анализе интегрированности личностного и профессионального самоопределения у девяти- и одиннадцатиклассников. В исследовании использовались следующие методики: методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, методика «Построение личной профессиональной перспективы» Н. С. Пряжникова, методика изучения статусов профессиональной идентичности А. А. Азбель, А. Г. Грецова, а также опросник профессиональной готовности Л. Н. Кабардовой. По результатам исследования установлено, что у девятиклассников ценностные ориентации имеют выраженную профессиональную направленность, наиболее значимы ценности дела, у одиннадцатиклассников преобладают ценности личной жизни и общения. Профессиональные планы на ближайшую перспективу у учащихся одиннадцатых классов более конкретны и подробны, чем у учащихся девятых классов. У одиннадцатиклассников преобладает статус сформированной профессиональной идентичности, у девятиклассников — статус моратория. Не обнаружилось различий по показателю профессиональной готовности: как у девятиклассников, так и у одиннадцатиклассников профессиональные интересы и склонности связаны с двумя предпочитаемыми сферами профессиональной деятельности. Полученные результаты не позволяют сделать однозначный вывод относительно поступательной возрастной динамики в процессе интегрирования профессионального и личностного самоопределения подростков и свидетельствуют о необходимости психологического сопровождения подростков в процессе становления их профессионального и личностного самоопределения.
In order to examine the personal and professional self-identification of high school students we have conducted a study where 72 people were involved. Among whom 40 were sophomore students, and 32 — seniors. The goal of the study was to produce a comparative analysis of integration of personal and professional self-identification of 9th and 11th grade students. In this study, we used the following methods: “Value Orientions” by M. Rokich; “Creating personal professional prospects” by N.S. Pryazhnikov; Method of professional identity statuses research by A.A. Azbel and A.G. Gretsova; Questionnaire of professional readiness by L.N. Kabardova. We came to a conclusion that the 9th graders possess pronounced professional character, as for the 11th graders, the values of personal life and communication are the most prevailing 11th graders also have better developed and more concrete short-term professional plans. Developed professional identity status is more prevalent regarding 11th graders, while status of moratorium is attributed to the 9th graders. No differences in the level of professional preparedness were found. The interests of both 9th graders and 11th graders are connected to two preferred spheres of professional activity. The results do not allow us to draw a clear conclusion regarding the incremental age dynamics in the process of professional and personal self-identification of teenagers, and indicate a necessity of psychological support of teenagers in the process of development of their professional and personal self-identification.
Ключевые слова: HIGH SCHOOL STUDENTS
PERSONAL SELF-IDENTIFICATION
PROFESSIONAL SELF-IDENTIFICATION
VALUE ORIENTATION
PROFESSIONAL GOALS
PROFESSIONAL IDENTITY
PROFESSIONAL READINESS
СТАРШЕКЛАССНИКИ
ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/65967
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=36693237
ISSN: 2587-7151
2227-2275
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2018. Т. 24. № 4 (180)
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurp-2018-180-11.pdf1,72 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.