Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/65963
Название: К иконографии композиции печати Константина Месопотамита (образы адорантов в византийской сфрагистике)
Другие названия: The Iconography of the Composition on the Seal of Constantine Mesopotamites (Worshippers’ Images in Byzantine Sigillography)
Авторы: Степаненко, В. П.
Stepanenko, V. P.
Дата публикации: 2018
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Степаненко В. П. К иконографии композиции печати Константина Месопотамита (образы адорантов в византийской сфрагистике) / В. П. Степаненко // Античная древность и средние века. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2018. — Вып. 46. — С. 120-126.
Аннотация: Although there are a very few images of ktetor’s portraits in Byzantine sigillography known so far, this scene is widely represented in monumental painting (frescoes of Kastoria and Cappadocia, and Sicilian mosaics) and applied art. Today there are three seal-owner’s images: of Prince Oleg-Michael of Tmutorokan, monk Joseph of St. Patriarch Tarasios Monastery in Constantinople, and the one to be published here, of Metropolitan Constantine Mesopotamites of Thessalonike (1198). The seal represents Constantine giving proskynesis to his patron St. Demetrius of Thessalonike. The seal-matrices were made in Constantinople in relation to Constantine ascension to bishop’s seem at Thessalonike. This iconography is known as early as the fifth century (ivory diptych from the Victoria and Albert Museum), and from the ninth century (the Trebizond gospel) to the fourteenth century (the Urbino gonfalon) or to the fifteenth century (the Palaiologean numismatics). The Christian tradition uses the proskynesis in the monumental painting and applied arts, seal matrices in particular, as the customer’s subjective, personal repentance before the Lord or a saint, or his/her praying for justification and patronage. In monumental painting and applied art, seal-matrices in particular, the image of ktetors giving proskynesis reflected personal and subjective repentance of the owner and his/her petition for divine patronage.
Ктиторские композиции в византийской сфрагистике практически неизвестны, тогда как они широко представлены в монументальной живописи (фрески Касторьи и Каппадокии, мозаики Сицилии) и в прикладном искусстве. В настоящее время известны три изображения заказчиков на их печатях: князя Тмутаракани Олега-Михаила, монаха монастыря св. патриарха Тарасия в Константинополе Иосифа и анализируемая ниже печать митрополита Фессалоники Константина Месопотамита (1198). На печати Константин распростерся в проскинезисе у ног св. Дмитрия Солунского. Матрицы печати были сделаны в Константинополе, и появление ее было связано с поставлением Константина на Фессалоникийскую кафедру. Данная иконография известна как минимум с V в. (диптих слоновой кости из музея Виктории и Альберта), в IX в. (Трапезундское евангелие) и до XIV в. (хоругвь из Урбино) и в XV в. (нумизматика Палеологов). В христианской традиции проскинезис являлся зримым выражением глубочайшего раскаяния грешника перед божеством или святым, молением о прощении и помощи. Изображения ктиторов в проскинезисе в монументальной живописи и произведениях прикладного искусства, включая и матрицы печатей, являлись выражением именно субъективного, личного покаяния заказчика произведения и просьбы о небесном покровительстве.
Ключевые слова: BYZANTIUM
SIGILLOGRAPHY
АDORATION
METROPOLITAN OF THESSALONIKA
CONSTANTINE MESOPOTAMITES
ВИЗАНТИЯ
СИГИЛЛОГРАФИЯ
АДОРАЦИЯ
МИТРОПОЛИТ ФЕССАЛОНИКИ
КОНСТАНТИН МЕСОПОТАМИТ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/65963
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=36914029
ISSN: 0320-4472
DOI: 10.15826/adsv.2018.46.007
Источники: Античная древность и средние века. 2018. Вып. 46
Располагается в коллекциях:Античная древность и средние века

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
adsv-46-07.pdf587,62 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.