Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/62909
Название: Модели синестетических сочетаний слов и их маркированность (на материале романов Терри Пратчетта)
Другие названия: Models of synaesthetic word combinations and their markedness (with Reference to Terry Pratchett’s Novels)
Авторы: Баева, Н. А.
Фомин, А. А.
Baeva, N. A.
Fomin, A. A.
Дата публикации: 2018
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Баева Н. А. Модели синестетических сочетаний слов и их маркированность (на материале романов Терри Пратчетта) / Н. А. Баева, А. А. Фомин // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2018. — Т. 20, № 3 (178). — С. 110-124.
Аннотация: Статья посвящена исследованию феномена синестезии с позиции когнитивного подхода. Рассматриваются вербализованные синестетические ощущения, которые сочетают в себе обычное ощущение совместно с другим, дополнительным ощущением, не связанным напрямую с органом, продуцирующим это ощущение. Методология исследования основывается на применении одного из параметров когнитивной лингвистики — маркированности / немаркированности — при анализе синестетических сочетаний слов как стилистического приема художественной речи. Материалом для анализа выступают тексты романов жанра фэнтези современного английского писателя Терри Пратчетта “The Colour of Magic” («Цвет волшебства»), “Going Postal” («Держи марку»), “Making Money” («Делай деньги»), “Raising Steam” («Поддай пару»), “The Wee Free Men” («Вольные мальцы»), “Wintersmith” («Зимних дел мастер»), “I Shall Wear Midnight” («Я надену платье цвета ночи»), в которых репрезентация синестезии в виде разнообразных синестетических словосочетаний является стилистической авторской доминантой. В центре внимания статьи находятся синестетические сочетания слов, коррелирующие с пятью органами восприятия (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), анализируемые с точки зрения сенсорной дистанции между модусами перцепции (высшая / низшая сфера сенсориума), информативности (простота / сложность контекстуальных пояснений), а также семантической емкости (узуальности / окказиональности). Авторами выделяются структурно-семантические модели синестетических сочетаний и делается вывод о различной степени когнитивной маркированности таких сочетаний, связанной со степенью отдаленности модусов перцепции синестетических сочетаний, с закрепленностью таких сочетаний в словарном составе английского языка и с контекстуальными пояснениями и уточнениями автора. Проделанное исследование позволяет прийти к выводу о том, что когнитивный параметр маркированности / немаркированности является релевантным для феномена синестезии; применение параметра когнитивной маркированности позволило выявить четыре типа моделей синестетических сочетаний в текстах Пратчетта в зависимости от степени их когнитивной маркированности.
This article studies the theory of synaesthesia from the perspective of the cognitive approach. The authors analyse verbalised synaesthetic sensations (combining usual sensation accompanied by additional involuntary sensation produced by another organ of perception). The methodology of the research is based on the cognitive analysis of synaesthetic word combinations as a stylistic device in a literary text with the application of a cognitive parameter — markedness / unmarkedness. The analysis is conducted with reference to The Colour of Magic, Going Postal, Making Money, Raising Steam, The Wee Free Men, Wintersmith, and I Shall Wear Midnight by Terry Pratchett, in which synaesthesia represented by synesthetic word combinations is a dominant stylistic feature of the author. The paper focuses on synaesthetic word combinations with reference to the senses of sight, sound, smell, taste, and touch. Synaesthetic word combinations are analysed from the point of view of sensory distance between perception modes (higher / lower sphere of the sensorium), the information value (simplicity / complexity of contextual explanations) and semantic capacity (usage / occasionality) of synaesthetic word combinations. The authors of the paper distinguish tructuralsemantic models of synaesthetic word combinations and conclude that synaesthetic word combinations demonstrate different levels of markedness, connected a) with the distance between perceptual modes, as well as b) with the representation of such combinations in the lexicon of the English language and c) with the surrounding Н. А. Баева, А. А. Фомин. Модели синестетических сочетаний слов context. The authors also conclude that cognitive markedness / unmarkedness is a relevant parameter for the analysis of synaesthesia. The application of the cognitive markedness parameter makes it possible to identify four types of models of synaesthetic word combinations in Pratchett’s fantasy novels, depending on the degree of their cognitive markedness.
Ключевые слова: SYNAESTHESIA
SYNAESTHETIC WORD COMBINATIONS
PERCEPTION MODES
COGNITIVE APPROACH
MARKEDNESS
UNMARKEDNESS
CONTEXT
СИНЕСТЕЗИЯ
СИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ СОЧЕТАНИЯ СЛОВ
МОДУСЫ ПЕРЦЕПЦИИ
КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД
МАРКИРОВАННОСТЬ
НЕМАРКИРОВАННОСТЬ
КОНТЕКСТ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/62909
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=36293929
Идентификатор WOS: WOS:000468206400008
ISSN: 2587-6929
2227-2283
DOI: 10.15826/izv2.2018.20.3.049
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2018. Т. 20. № 3 (178)
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2018-178-08.pdf3,96 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.