Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/62430
Название: Многомерное пространство студентоцентрированного обучения
Другие названия: Multiple Dimensions of Student-Centred Learning
Авторы: Муравьева, А. А.
Олейникова, О. Н.
Аксенова, Н. М.
Muravyeva, A. A.
Oleynikova, O. N.
Aksyonova, N. M.
Дата публикации: 2017
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Муравьева А. А. Многомерное пространство студентоцентрированного обучения / А. А. Муравьева, О. Н. Олейникова, Н. М. Аксенова // Университетское управление: практика и анализ. — 2017. — Т. 21, № 3. — С. 92-99.
Аннотация: The article aims at shaping conceptual research issues for a comprehensive examination of the multiple dimensions of student-centred learning as an integrity of its organizational, pedagogic, methodological and developmental perspectives. The relevance of the article is conditioned by a current lack of a research discourse in the area of student-centred learning at the university level among the domestic academic community. The methodology used embraces desk studies to analyse the available domestic and foreign resources relating to the issue, the method of comparative analysis, elements of social project planning, as well as the method of rationalizing meanings. The results of the research point to the dominance in the Russian research tradition of the analysis of studentcentred learning largely on the primary and secondary school level from purely pedagogic, methodological and didactic perspectives, without giving due attention to its application in higher education and relevant organizational and legal frameworks. In this context there is a need to shape a comprehensive approach to the organization and implementation of student-centred learning, which calls for relevant research and development of norm-setting, organizational and methodological documents and guidelines. As possible examples of good practice, foreign practices responding to the goals of modernizing higher education are analysed that can be adapted to the Russian context, and concrete conclusions are proposed aimed at effective implementation of student-centred learning at universities, including from the perspective of change management. The content of the publication can be used to enhance efficiency of universities’ performance, and form the content of continuing training programs and university curricula for teachers and university administrators. Also the content of the article can trigger serious research projects relating to fostering student-centred learning at universities. The scientific novelty is in the comprehensive multi-facet examination of the application of student-centred learning in higher education where its introduction requires addressing methodological, organizational and norm-setting issues, and development of appropriate competences of university teachers and administrators.
Данная статья и посвящена постановке концептуальных исследовательских вопросов для комплексного рассмотрения многомерного пространства студентоцентрированного обучения в единстве его организационного, педагогического, методического и развивающего компонента. Актуальность статьи обусловлена недостаточной представленностью в отечественной профессиональной литературе исследований студентоцентрированного обучения/образования (СЦО) применительно к высшей школе. Методология включает в себя кабинетные исследования для анализа имеющихся российских и зарубежных источников информации по проблеме, сравнительно-аналитический метод, метод рационализации смыслов и элементы социального проектирования. Результаты исследования указывают на преобладание в российской практике рассмотрения студентоцентрированного обучения на уровне начальной и средней школы и в разрезе сугубо педагогических и методических подходов, без должного внимания к его реализации в высшей школе, в том числе и к организационным и нормативным вопросам. В этой связи подчеркнута необходимость формирования комплексного подхода при организации и реализации студентоцентрированного обучения, что требует проведения соответствующих исследований и разработки необходимых нормативных, организационных и методических документов и рекомендаций. В качестве возможных ориентиров предложены зарубежные наработки в этой области, отвечающие задачам модернизации высшего образования. Эти наработки могут быть адаптированы к российскому контексту. Также сделаны конкретные выводы и предложены рекомендации по эффективному внедрению студентоцентрированного обучения в практику высших учебных заведений, в том числе с позиций управления изменениями. Материалы публикации могут быть использованы для повышения эффективности деятельности вузов и качества подготовки выпускников, а также для формирования содержания программ повышения квалификации преподавателей и руководства образовательными организациями. Также материалы статьи могут положить начало серьезным исследовательским проектам по вопросам эффективного внедрения в вузах студентоцентрированного обучения. Новизна состоит в комплексном (применительно к высшей школе) рассмотрении пространства студентоцентрированного обучения, требующего требует решения методических, организационных и нормативных вопросов, а также формирования необходимых компетенций у преподавателей и административного персонала вузов.
Ключевые слова: STUDENT-CENTRED LEARNING
CHANGE MANAGEMENT
EDUCATION ENVIRONMENT
LEARNING ENVIRONMENT
COMPETENCES
INDIVIDUAL LEARNING PATHS
EFFICIENCY OF LEARNING
СТУДЕНТОЦЕНТРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА
КОМПЕТЕНЦИИ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/62430
ISSN: 1999-6640
DOI: 10.15826/umpa.2017.03.041
Источники: Университетское управление: практика и анализ. 2017. Том 21. № 3
Располагается в коллекциях:Университетское управление: практика и анализ

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
UM_2017_3_92-99.pdf714,56 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.