Please use this identifier to cite or link to this item: http://hdl.handle.net/10995/60751
Title: Особенности повседневной жизни «социально опасных детей» в послевоенное время
Other Titles: The Everyday Life of ‘Socially Dangerous Children’ in the Postwar Period
Authors: Коренюк, В. М.
Суслов, А. Б.
Korenyuk, V. M.
Suslov, A. B.
Issue Date: 2018
Publisher: Уральский федеральный университет
Citation: Коренюк В. М. Особенности повседневной жизни «социально опасных детей» в послевоенное время / В. М. Коренюк, А. Б. Суслов // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2018. — Т. 20, № 2 (175). — С. 155-168.
Abstract: This paper considers the everyday life of children whose parents had been politically repressed. Mostly, the authors focus on materials from Perm region, relying on the methods and approaches of everyday history. The analysis is based on legislative regulations, archival documents, such as NKVD files, and memoirs, based on the oral accounts of witnesses. In this category, the authors focus on the ones that are both typical and emotional. The article considers the living conditions of the social group in question. The difficulties they faced were common for all Soviet people, however, their social status could exacerbate them. The authors refute the idea that during the postwar years, all children equally regarded the period as sombre, as much depended not only on the social status of the children in the local community but also on the political situation in the country. The authors single out obstacles the children whose parents had been repressed were facing, especially in the educational sphere. They describe the atmosphere of suspicion they lived in. Additionally, the authors pay attention to the children’s mental state, as their parents were deprived of their rights, and demonstrate that they experienced a constant lack of comfort, because society was prejudiced against them as “enemies of the people”.
В статье рассматриваются особенности повседневной жизни детей, родители которых стали жертвами политических репрессий. Проблема рассматривается, в основном, на материалах Пермского края. Используются методологические подходы истории повседневности. В качестве источников привлекались нормативно-правовые документы изучаемой эпохи и материалы делопроизводства различных ведомств, в первую очередь НКВД, а также воспоминания очевидцев, преимущественно собранные с помощью методов устной истории. Из этой категории источников используются в первую очередь те, которые можно охарактеризовать как типичные, но в то же время ярко эмоционально окрашенные. В статье описывается жилищно-бытовое обустройство изучаемой социальной группы. Во многом трудности в быту были общими для всех советских людей, однако в ряде случаев особенности социального статуса могли усугублять эти тяготы. Авторы отказываются от однозначных утверждений о том, что послевоенное время воспринималось детьми одинаково и только в серых тонах, так как многое зависело не только от социального статуса детей в местном сообществе, но и от политической ситуации в стране. Авторы выделяют барьеры, с которыми сталкивались дети репрессированных родителей, в первую очередь в сфере образования. Описывается атмосфера подозрительности, в которой они жили. Кроме того, авторы уделяют внимание ментальной повседневности детей, чьи родители были поражены в правах, показывают, что для их повседневности было характерно наличие постоянного дискомфорта, связанного с предвзятым отношением общества к людям, носившим клеймо «враг народа».
Keywords: СССР
ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ
ДЕТИ
РЕПРЕССИИ
USSR
POSTWAR TIME
EVERYDAY LIFE
CHILDREN
REPRESSION
URI: http://hdl.handle.net/10995/60751
RSCI ID: https://elibrary.ru/item.asp?id=35553693
ISSN: 2227-2283
DOI: 10.15826/izv2.2018.20.2.032
Origin: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2018. Т. 20. № 2 (175)
Appears in Collections:Известия Уральского федерального университета. Серия 2, Гуманитарные науки

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
iurg-2018-175-12.pdf2,19 MBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.