Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.urfu.ru/handle/10995/58302
Title: Венецианская палитра эпохи Ренессанса: материальный аспект восприятия цвета
Other Titles: The Venetian Palette of the Renaissance: The Material Aspect of Colour Perception
Authors: Пичугина, О. К.
Pichugina, O. K.
Issue Date: 2018
Publisher: Уральский федеральный университет
Citation: Пичугина О. К. Венецианская палитра эпохи Ренессанса: материальный аспект восприятия цвета / О. К. Пичугина // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2018. — Т. 20, № 1 (172). — С. 190-197.
Abstract: Статья посвящена рассмотрению практики взаимодействия с красочными материалами, которая обусловила богатство колорита, присущее венецианской живописи эпохи Ренессанса. Целью данной работы стало выявление традиционных направлений повседневной деятельности, сформировавших повышенный интерес венецианского общества к богатству и разнообразию цвета в искусстве. Исторические сведения о ремесленных, торговых и бытовых аспектах жизни венецианцев были получены благодаря работам известных историков и специалистов по технологии живописи Д. Бомфорда, Б. Берри, Л. Метью, Д. Янга, Ф. Меллис, М. О’Мелли. Творческие контакты венецианских живописцев с мастерами-ремесленниками активно влияли на поиск новых материалов для живописи. Значительную роль в этом процессе играло развитие венецианского красильного ремесла, а также стеклоделия. Практика повседневной работы с красками распространялась в Венеции и на сферу торговли, оказавшей воздействие на колористические предпочтения широких слоев венецианского общества. Венецианские купцы-маршаны, отправлявшиеся на восток для приобретения дорогих экзотических товаров, среди которых важное место занимали красочные материалы, и в первую очередь ультрамарин, должны были разбираться в их качестве и цветовых особенностях. Близкое знакомство с пигментами для живописи и высокая их стоимость обусловили тщательное обсуждение колористических достоинств применяемых материалов в контрактах на создание живописных произведений, что сказывалось на качестве художнической палитры. Венеция была единственным городом в Италии, где торговлей и приготовлением красок занимались не аптекари, а люди специальной профессии, так называемые вендеколори. Проведенное исследование позволило утверждать, что венецианский колоризм опирался, с одной стороны, на разнообразие видов работ с красочными материалами, с другой – на способность к экспериментаторству, свойственную выдающимся представителям венецианской художественной школы.
This article is devoted to the examination of practice underlying the interaction with painting materials, which determined the richness of colour typical of the Venetian painting of the Renaissance. The purpose of this work is to identify the traditional areas of daily activities that shaped an increased interest of Venetian society in the richness and diversity of colour in art. Historical information about the craft, trade and everyday aspects of life of Venetian society were obtained thanks to the works of well-known modern historians and specialists in painting technology D. Bomford, B. Berry, L. Matthew, D. Yang, F. Mellis, and M. O’Melli. Creative contacts of Venetian painters with craftsmen actively influenced the search for new materials for painting. A significant role in this process was played by the development of the Venetian dyeing craft, as well as glassmaking. Additionally, the practice of daily work with paints spread in Venice to the sphere of trade, which had an impact on the colour preferences of great numbers of Venetian society. Venetian merchants, who travelled to the East to purchase expensive exotic goods, with painting and dyeing materials making a significant part of them, and ultramarine in the first place, had to understand their quality and colour characteristics. Close acquaintance with pigments for painting and their high cost caused a thorough discussion of the colouristic merits of the materials used in the contracts for the creation of paintings, which affected the quality of the painting palette. Venice was the only city in Italy where the trade and preparation of paints were not dealt with by pharmacists, but by people of a special profession, the so-called vendecolori. The study allows the author to state that Venetian colourism relied, on the one hand, on the variety of types of work with painting materials, and on the other, on the ability to experiment, characteristic of the outstanding representatives of the Venetian art school.
Keywords: КРАСОЧНЫЕ ПИГМЕНТЫ
ТОРГОВЛЯ С ВОСТОКОМ
УЛЬТРАМАРИН
ВЕНДЕКОЛОРИ
СМАЛЬТА
ЭКСПЕРИМЕНТАТОРСТВО
COLOUR
COLOUR PIGMENTS
TRADE WITH THE EAST
ULTRAMARINE
MERCHANT MANAGEMENT
VENDECOLORI
SMALT
PAINTING PRODUCTION
EXPERIMENTATION
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/58302
RSCI ID: https://elibrary.ru/item.asp?id=32780617
WOS ID: WOS:000452470800015
ISSN: 2587-6929
2227-2283
DOI: 10.15826/izv2.2018.20.1.015
Origin: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2018. Т. 20. № 1 (172)
Appears in Collections:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
iurg-2018-172-16.pdf2,13 MBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.