Please use this identifier to cite or link to this item: http://hdl.handle.net/10995/58283
Title: Сверхбюрократизация как аномалия развития высшего образования в России
Other Titles: Over-Bureaucratization as Abnormity of Higher Education Development in Russia
Authors: Амбарова, П. А.
Ambarova, P. A.
Issue Date: 2018
Publisher: Уральский федеральный университет
Citation: Амбарова П. А. Сверхбюрократизация как аномалия развития высшего образования в России / П. А. Амбарова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2018. — Т. 24, № 1 (171). — С. 173-183.
Abstract: The paper deals with one of the results of research barriers of higher education development in modern Russia. The author examines the bureaucratization of inter-institutional interactions in higher education as a serious obstacle to transferring to non-linear model. This model, which implementation is so important to the Russian society, is characterized by fl exibility, openness, variability, and the ability to change. These qualities are largely provided by reducing the formalization of relations between educational groups, educational institutions and between higher education and other social institutions of society. The research problem is related to the contradiction between the critically high level of bureaucracy interinstitutional interactions in Russia higher education and the need for fl exible, organic changes and innovations in this area. Over-bureaucratization could be illustrated by using of the complex of bureaucratic instruments as the main or sometimes the only relations’ regulator within the universities, between universities and higher education governance structures. The bureaucratization is regarded as a social mechanism that compensates for the shortcomings of ineffi cient management in the system of Russian higher education. The bureaucratization «neutralizes» a lack of professional competence of education offi cials and the lack of productive technology of management control and management of changes in higher education.
В статье раскрывается один из результатов исследования барьеров развития высшего образования в современной России. Автор рассматривает бюрократизацию взаимодействий в высшем образовании как серьезное препятствие перехода к его нелинейной модели. Эта модель, внедрение которой так необходимо российскому обществу, характеризуется гибкостью, открытостью, вариативностью, способностью к изменениям. Названные свойства во многом обеспечиваются за счет снижения формализации отношений между образовательными общностями, образовательными институтами, между высшим образованием и другими социальными институтами общества. Проблема исследования заключается в противоречии между критически высоким уровнем бюрократизации внутри- и межинституциональных взаимодействий в российском высшем образовании и необходимостью проведения гибких, органических изменений и инноваций в нем. Сверхбюрократизация выражается в использовании комплекса бюрократических инструментов как основного или порой единственного регулятора отношений внутри университетов, между университетами и структурами управления высшим образованием. Бюрократизация рассматривается как социальный механизм, компенсирующий недостатки неэффективного менеджмента в высшем образовании России. Она «нейтрализует» недостаток профессиональной компетентности чиновников сферы образования и отсутствие продуктивных технологий управленческого контроля и управления изменениями в высшем образовании.
Keywords: СВЕРХБЮРОКРАТИЗАЦИЯ
МЕЖИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ
НЕЛИНЕЙНАЯ МОДЕЛЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИННОВАЦИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ
УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ
OVER-BUREAUCRACY
INTER-INSTITUTIONAL INTERACTIONS IN HIGHER EDUCATION
NON-LINEAR MODEL OF HIGHER EDUCATION
INNOVATION IN HIGHER EDUCATION
MANAGEMENT OF CHANGES IN HIGHER EDUCATION
URI: http://hdl.handle.net/10995/58283
Russian Science Citation Index Identifier: https://elibrary.ru/item.asp?id=32741905
metadata.dc.description.sponsorship: Статья подготовлена при поддержке Российского научного фонда, проект № 16-18-10046 «Формирование нелинейной модели российского высшего образования в регионе в условиях экономической и социальной неопределенности».
Origin: Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2018. Т. 24. № 1 (171)
Appears in Collections:Известия Уральского федерального университета. Серия 1, Проблемы образования, науки и культуры

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
iurp-2018-171-19.pdf504,76 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.