Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://hdl.handle.net/10995/57039
Название: Возникновение и развитие системы высшего профессионального образования в России: проблема периодизации
Другие названия: Origin and Development of Higher Professional Education System in Russia: Problem of Periodization
Авторы: Мамяченков, В. Н.
Mamyachenkov, V. N.
Дата публикации: 2018
Издатель: Центр научных и образовательных проектов
Библиографическое описание: Мамяченков В. Н. Возникновение и развитие системы высшего профессионального образования в России: проблема периодизации / В. Н. Мамяченков // Научный диалог. — 2018. — № 2. — С. 243-251.
Аннотация: Статья посвящена еще сравнительно неглубоко разработанной в отечественной историографии теме. Целью написания данного труда было исследование проблемы периодизации истории системы высшего профессионального образования (СВПО) в России. Актуальность темы обусловлена ее значимостью для общественных наук, прежде всего — для истории науки. Научная новизна работы видится в том, что в ней исследуется еще сравнительно слабо разработанная историками науки проблема, формулируются возможные причины этого, а также дается критика существующих моделей периодизации российской СВПО. Отмечается, что указанная система на сегодня является неотъемлемым элементом функционирования человеческого сообщества. Утверждается, что роль СВПО в научно-техническом прогрессе как основной движущей силе любой общественно-экономической формации состоит прежде всего в обеспечении процесса воспроизводства квалифицированного персонала — человеческого капитала. Констатируется, что в современных условиях значение СВПО как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества будет только увеличиваться. Заявляется, что проблематика СВПО в рамках европейского и отечественного образования исследована в целом уже достаточно хорошо, но это не касается проблемы периодизации ее истории. Доказывается, что указанная проблема в большинстве исследований, посвященных истории науки, обычно представлена фрагментарно. Изначально пониженный интерес исследователей к разработке проблемы периодизации процесса возникновения и развития СВПО в России автор статьи объясняет несколькими основными причинами. Подвергаются критическому анализу существующие модели периодизации истории российской СВПО. Делается вывод о необходимости продолжения работы над совершенствованием моделей такой периодизации, что будет способствовать созданию объективной картины становления и развития высшего образования в России.
The article is devoted to the subject insufficiently developed in the national historiography. The purpose of writing this work was to study the problem of periodization of the history of higher education system (HPES) in Russia. The relevance of the topic is due to its importance for the social sciences, primarily for the history of science. The scientific novelty of the work is seen in the fact that it explores a problem relatively poorly developed by historians of science, formulates possible reasons for this, as well as criticizes the existing models of periodization of the Russian HPES. It is noted that this system today is an integral part of the functioning of the human community. It is argued that the role of HPES in scientific and technological progress as the main driving force of any socio-economic formation is primarily in ensuring the reproduction of qualified personnel — human capital. It is stated that in modern conditions the importance of HPES as an important factor in the formation of a new quality of the economy and society will only increase. It is stated that the problems of HPES in the framework of European and domestic education have been studied as a whole quite well, but this does not concern the problem of periodization of its history. It is proved that this problem is usually presented fragmentally in the majority of studies devoted to the history of science. The author explains the reduced interest of researchers in the development of the problem of periodization of the process of occurrence and development of HPES in Russia by several main reasons. The existing models of periodization of the history of the Russian HPES are critically analyzed. The conclusion is made about the need to continue work on improving the models of such periodization, which will contribute to the creation of an objective picture of the formation and development of higher education in Russia.
Ключевые слова: РОССИЯ
СИСТЕМА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
ПЕРИОДИЗАЦИЯ
RUSSIA
SYSTEM OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION
ORIGIN AND DEVELOPMENT
PERIODIZATION
URI: http://hdl.handle.net/10995/57039
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=32536247
DOI: 10.24224/2227-1295-2018-2-243-251
Сведения о поддержке: Статья выполнена при поддержке РФФИ, грант № 18-010-00641 «Развитие теории и методологии анализа гибридной модели координации участников национального рынка высшего образования».
The paper is supported by RFBR, grant № 18-010-00641 “Development of theory and methodology of the analysis of the hybrid model the coordination of participants in the national higher education market”.
Располагается в коллекциях:Публикации сотрудников

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
mamyachenkov_nd-02-18.pdf2,09 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.