Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/55511
Название: Трансформация профессиональной деятельности преподавателя в современном вузе
Другие названия: Transformation in the faculty professional activities at higher education institutions
Авторы: Маркова, Т. Л.
Markova, T.
Дата публикации: 2017
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Маркова Т. Л. Трансформация профессиональной деятельности преподавателя в современном вузе / Т. Л. Маркова // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий : материалы III Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 21-22 апреля 2017 г. : в 2-х т.— Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. — Т. 1. — С. 228-232.
Аннотация: Цель данной статьи – проанализировать текущее состояние и насущные проблемы современной российской высшей школы с точки зрения профессорско-преподавательского корпуса. В последние десятилетия возникло понимание того, что успех высших учебных заведений обусловлен способностью руководства вузов создавать такую социальную среду, которая побуждала бы преподавателей постоянно расширять свои знания и осваивать эффективные формы и методы преподавания. Мы проанализировали основные факторы, оказывающие влияние на деятельность современного преподавателя вуза, среди которых: мотивационное и регулирующее воздействие политики вузовского руководства, активность и самоорганизованность преподавателей, специфика взаимодействия основных акторов (преподавателей и студентов) в условиях реформирования образовательного пространства. Эмпирической базой исследования послужила серия социологических исследований, проведенных в вузах Екатеринбурга с 2011 по 2016 гг.Обнаружено, что политика руководства направлена на включение вузов в общее русло современных цивилизационных процессов и реализацию ряда мероприятий, направленных на усиление исследовательской компоненты преподавательской деятельности (эффективный контракт, создание условий для повышения квалификации, опубликование научных трудов и пр.). Преподаватели реагируют на современные вызовы: изменяют содержание и формы подачи материала, активнее включаются в научные исследования и повышают публикационную активность. Выявлено, что на уровне российской высшей школы сосуществуют две модели взаимодействия преподавателя и студента: традиционная и современная. В традиционной модели преобладали субъектобъектные отношения, в то время как современная парадигма преимущественно ориентирована на превращение преподавателя в менеджера, мотивирующего студента становиться самостоятельным, творческим субъектом образовательного процесса. В заключении, российские вузовские преподаватели активно встраиваются в современную образовательную модель, однако для устойчивого и поступательного развития руководство вузов должно осуществлять управление системой комплексно, затрагивая всех участников образовательного процесса, учитывая их специфику и механизмы их взаимодействия.
The article aims to analyze the current state and crucial issues of modern Russian higher education institutions (HEI) from faculty perspective. In the last decades, educators realized that the success of HEI depends heavily on the ability of HEI management to encourage faculty and students to continuously expand their knowledge. We considered the major factors influencing the activities of HEI faculty, among which: motivational and regulatory impact of HE management policy, faculty activity and self-organization, specifics of interaction among key actors (faculty and students) in the conditions of ongoing reforms. Data were collected from a series of sociological surveys conducted from 2011 to 2016. Revealed that the management pursues the policy of engaging HEI into the overall contemporary civilization processes and implementing action plans to reinforce the innovative component in faculty activities (e.g. introduction of key performance indicators, professional development schemes, international and virtual mobility, etc.). Identified that faculty respond to challenges by changing course content, design and delivery, becoming more actively involved into research and publication activities. There coexist two higher education models in Russia: traditional and information-innovative. The traditional model implies dominating subject-object interaction, while the modern paradigm is oriented towards a shift in the faculty role from disseminating knowledge to managing learning activities, which means motivating students to become autonomous, self-organized and creative subjects of the learning process. Concluded that faculty of Russian HEI are getting embedded into contemporary higher education model, yet HE system must be managed holistically, considering the interests of all actors and special nature and mechanisms of their interaction.
Ключевые слова: ВЫСШАЯ ШКОЛА
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ВУЗОВСКИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ
ПОЛИТИКА ВУЗА
ТРАНСФОРМАЦИЯ
HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
PROFESSIONAL ACTIVITIES
FACULTY
MANAGEMENT POLICY
TRANSFORMATION
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/55511
Конференция/семинар: Международная научно-практическая конференция «Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий»
Дата конференции/семинара: 21.04.2017-22.04.2017
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=32798942
ISBN: 978-5-7996-2230-5
978-5-7996-2231-2
Источники: Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий. Т. 1. — Екатеринбург, 2017
Располагается в коллекциях:Конференции, семинары, сборники

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
978-5-7996-2231-2_061.pdf320,81 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.