Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/55194
Название: Глобальные образовательные тренды: вызовы для России
Другие названия: Global education trends: challenges for Russia
Авторы: Гурбан, И. А.
Gurban, I. A.
Дата публикации: 2015
Издатель: УрФУ
Библиографическое описание: Гурбан И. А. Глобальные образовательные тренды: вызовы для России / И. А. Гурбан // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. — 2015. — № 5. — С. 812-830.
Аннотация: Повышение эффективности системы профессионального образования в России представляет собой один из важнейших факторов развития экономики страны. В настоящее время является общепризнанным факт формирования международного рынка труда как следствия интенсификации глобализационных процессов, которые оказывают значительное влияние на закономерности развития национальных образовательных систем. Статья освещает глобальные образовательные тренды, при этом основное внимание уделено анализу изменений, происходящих со стороны запроса на рабочую силу в мире и России в обозримой перспективе. Целью исследования является описание трансформации взглядов на актуальность получаемых специальностей и полноту приобретаемых в рамках обучения им профессиональных компетенций, а также анализ структурных изменений в сфере профессионального образования страны, начиная с 1990 г. по настоящее время. В работе использованы методы сравнительного и статистического анализа. В статье представлено содержание Карты профессиональных навыков будущего (Институт будущего, Пало Альто, США), включая описание изменяющих привычную для трудовых ресурсов среду тенденций и ключевые навыки, которыми должны обладать успешные в будущем кадры. Приведен обзор «Атласа новых профессий» (проект Global Education Future), включающий описание перспективных профессий в сфере образования. В исследовании отмечается, что объективным критерием результативности отечественной системы образования необходимо считать роль страны в международном разделении труда, поэтому приведены данные по динамике позиций России в глобальных рейтингах конкурентоспособности, инновационного развития, индекса человеческого развития; сравнительные данные по уровню инновационной активности российских компаний и экспорту технологий. Приведен анализ диспропорций структуры выпуска специалистов отечественными учебными заведениями по уровням профессионального образования, а также в разрезе получаемых специальностей за период 1990-2013 гг. Выявлены ключевые проблемы профессионального образования в России: слабая ориентированность на актуальные потребности национальной экономики и глобальные изменения рынка труда, снижение качества подготовки и количества специалистов рабочих специальностей, низкий уровень мобильности образовательных программ.
Increasing the system effectiveness of professional education in Russia represents one of the most important factors for the development of the national economy. It’s a known fact today that the international labor market emerged as a result of an intensification of globalization processes which have a considerable impact on development trends in national educational systems. The article covers global education trends; the main attention is paid to the analysis of changes happening to labour demand in the world and Russia in a foreseeable perspective. The research objective is the description of the transformation of views on the relevance of acquired qualifications and the sufficiency of professional competences learnt in the process of training, as well as the analysis of structural changes in the sphere of professional education of this country since 1990 till the present. Methods of comparative and statistical analysis are used. The contents of the Map of Professional Skills of the Future (Institute of the Future, Palo Alto, the USA), including the description of the changing environment of tendencies habitual for manpower, and key skills which successful employees in the future will have to possess are presented in the article. A review of “The Atlas of New Professions” (Global Education Future project) including the description of promising professions in education is provided. In the study it is noted that an objective criterion of productivity of a domestic education system is the country’s role in the international division of labor therefore data on dynamics of positions of Russia are provided in global ratings of competitiveness, innovative development, the index of human development; comparative data on the level of innovative activity of Russian companies and export of technologies. The analysis was performed of disproportions in the structure of production of specialists by domestic educational institutions at different levels of professional education and in terms of professional fields between 1990 and 2013. Key problems of professional education in Russia are revealed, such as insufficient focus on up-to-date requirements of the national economy and global changes of the labor market, a decline in the quality of training of blue-collar workers, a low level of mobility of educational programs.
Ключевые слова: ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГЛОБАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ
ТЕНДЕНЦИИ
ПРОФЕССИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ
КОМПЕТЕНЦИИ
ВЫПУСК СПЕЦИАЛИСТОВ
УРОВНИ ОБРАЗОВАНИЯ
GLOBALIZATION
PROFESSIONAL EDUCATION
GLOBAL TRENDS
TENDENCIES
PROFESSIONS
PROFESSIONAL SKILLS
COMPETENCES
RELEASE OF EXPERTS
EDUCATION LEVELS
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/55194
ISSN: 2412-5725
DOI: 10.15826/vestnik.2015.14.5.045
Сведения о поддержке: Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках проекта проведения научных исследований №15-02-0046а «Социально-экономические инновации в России: оценка эффективности и выбор приоритетов».
Источники: Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. — 2015. — № 5
Располагается в коллекциях:Вестник УрФУ. Серия экономика и управление

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
vestnik_2015_5_008.pdf741,77 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.