Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/41251
Название: Управляя пространством: организация Спасо-Прилуцким монастырем водных коммуникаций и их структура (XVI–XVII вв.)
Другие названия: Managing space: the structure and organisation of the communication system in the Spaso-Prilustky monastery (16th–17th centuries)
Авторы: Дадыкина, М.
Dadykina, M.
Дата публикации: 2016
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Дадыкина М. Управляя пространством: организация Спасо-Прилуцким монастырем водных коммуникаций и их структура (XVI–XVII вв.) / М. Дадыкина // Quaestio Rossica. — 2016. — Т. 4, № 3 — С. 123-140.
Аннотация: Рассмотрены особенности формирования в России XVI–XVII вв. системы основных сухопутных и водных путей сообщения. Показано, что водный транспорт имел преимущества перед сухопутными перевозками. Грузоподъемность речных и прибрежных морских судов в разы превышала возможности гужевого транспорта, что покрывало издержки на провоз товара таким способом. Особенности прибрежного и донного рельефа, гидрологический режим рек, погодные условия требовали от человека создания гибкой системы использования водных ресурсов в качестве путей сообщения. В доиндустриальную эпоху ландшафт и условия функционирования транспортной сети были результатом компромисса между потребностями человека и возможностями, определяемыми природными факторами. Отмечено, что эффективность использования старых и новых транспортных систем зависела от наличия организационного и экономического потенциала, который был гораздо выше у различных сообществ и структур управления, чем у отдельно взятого человека. Одним из крупных организаторов торговли на Русском Севере был Спасо-Прилуцкий монастырь. В статье на основе материалов Спасо-Прилуцкого монастыря рассмотрены методы и механизмы взаимодействия с природой, которые использовал монастырь в ходе своей транспортной деятельности, методы создания и поддержки сети коммуникаций между различными районами своей экономической активности, способы транспортировки грузов, система управления и контроля за этим процессом.
The strengthening of governmental structures and an increase in economic activity between the 16th and the 18th centuries in Russia contributed to the formation of a system of roads and waterways. Water transport has some advantages over moving goods by land. The capacity of river and coastal vessels was greater than horse-drawn transports, which meant that the former was less costly. Certain topographical features, varied hydrological conditions in rivers, and diverse weather conditions required a flexible system of waterways as a means of communication. In a preindustrial landscape, the transport network was a compromise between the needs of the individual and the problems imposed by natural factors. The effectiveness of transportation systems depended on organisational and economic factors: governmental structures and communities could obviously provide a greater level of organisation than individuals. One of such communities was the monastery: the Spaso–Prilutsky monastery was a considerable force in the organisation of trade in Northern Russia. On the basis of materials from this institution, the author examines the ways in which natural phenomena shaped the monastery’s transportation network and how the monastery maintained and developed this network.
Ключевые слова: 16TH–17TH CENTURIES RUSSIA
SPASO-PRILUTSKY MONASTERY
WATER TRANSPORT
PRE-INDUSTRIAL TRANSPORTATION SYSTEM
РОССИЯ XVI–XVII ВВ.
СПАСО-ПРИЛУЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
ДОИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/41251
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=27215051
Идентификатор SCOPUS: 85022015850
Идентификатор WOS: WOS:000384403800008
ISSN: 2313-6871
2311-911X
DOI: 10.15826/qr.2016.3.179
Сведения о поддержке: Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда (проект № 16-18-10255 «Природные ресурсы в истории России: экономические институты, экспертные сообщества и инфраструктуры»).
Карточка проекта РНФ: 16-18-10255
Источники: Quaestio Rossica. 2016. Т. 4. № 3
Располагается в коллекциях:Quaestio Rossica

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
qr_3_2016_08.pdf400 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.