Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/41218
Название: The perception of G. Herwegh’s personality and work in Russian culture: from revolutionary spirit to a scandalous love affair
Авторы: Dmitrieva, L.
Nikonova, N.
Дата публикации: 2016
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Dmitrieva L. The perception of G. Herwegh’s personality and work in Russian culture: from revolutionary spirit to a scandalous love affair / L. Dmitrieva, N. Nikonova // Quaestio Rossica. — 2016. — Т. 4, № 2 — С. 195-206.
Аннотация: Рассматривается динамика восприятия и трактовки личности и наследия немецкого поэта XIX в. Георга Гервега в России. Исследование вопроса показывает, что характер рецепции определялся культурно-исторической ситуацией в принимающей культуре, особенно в политической поэзии, которая основана на риторике духовного назидания. В научный оборот впервые вводится материал помет и автографов из архива Василия Андреевича Жуковского на страницах издания самой популярной книги Гервега. На основании данного материала выдвигается положение о том, что в начальный период восприятия поэзия Гервега осмыслялась только в контексте немецкой литературы от ее начала до середины XIX в., и ее рассмотрение давало материал для истории немецкой литературы. Второй этап активного обращения отечественной словесности к его наследию связан с приходом и воцарением в России того идейного пафоса, который был характерен для политических стихов, определивших скандальную популярность немецкого поэта. Начало этого периода связано с послереволюционным десятилетием 1820-х гг. Русская литература обратилась к наследию Гервега специально, обозначив новый этап рецепции крупной антологией свежих переводов его стихов «Избранное» и рядом литературоведческих трудов. Новый всплеск внимания к Гервегу в истории русской литературы и гуманитарной мысли ознаменовался выходом в 2009–2013 гг. сразу нескольких работ, посвященных отношениям немецкого поэта с А. И. Герценом и его супругой Натали. В постсоветской русистике неоднозначная и неординарная личность немецкого поэта приобрела новые черты, внимание сосредоточилось на любовном треугольнике Герцены – Гервег, послужившем главным прототипом конфликта для «Былого и дум». Парадигматический слом в осмыслении фигуры немецкого поэта, связанный со сменой текстуального дискурса на биографический, напрямую отразился и в русской массовой словесной культуре.
This paper offers an overview of the perception of work and the evaluation of the personality of 19th century German poet Georg Herwegh. The research demonstrates that the character of perception is determined by the cultural and historical context in the receiving culture, and it is even more so with political poetry that is based on the rhetoric of spiritual edification. The analysis is made with reference to previously unstudied materials, namely, marks and notes from the archive of V. A. Zhukovsky made on the pages of Herwegh’s most popular book. On the basis of this material the authors conclude that this period was characterised by the initial attempt to represent Herwegh and his poetry within the framework of the history of German literature from its emergence to the mid-19th century. The second period of Russian authors’ reference to his poetry was dominated by the appearance in Russia of the ideological tonality typical of the political poems that won the German poet his fame. The beginning of this period was the post-revolutionary decade of the 1820s. Russian literature specially turned to Herwegh’s legacy, thus marking a new stage of perception by publishing Selected Poems, a new voluminous anthology of translations of his works, as well as a number of literary studies. A new burst of attention began between 2009 and 2013 when numerous articles on the relationship between the Herzens and Herwegh were published. Post-Soviet Russian scholars have examined the controversial personality of the German author through a lens which has brought new traits to the fore: the love triangle between Herwegh and the Herzens which was the main prototype of the conflict in Herzen’s My Past and Thoughts. The paradigmatic shift in the perception of the German poet connected with the change from the textual to the biographic discourse is directly reflected in Russian mass literary culture.
Ключевые слова: ZHUKOVSKY V. A.
HERWEGH G.
HERZEN A. I.
LITERARY PERCEPTION
BIOGRAPHICAL PARADIGM
ЖУКОВСКИЙ В. А.
ГЕРВЕГ Г.
ГЕРЦЕН А. И.
РЕЦЕПЦИЯ
БИОГРАФИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/41218
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=27215038
Идентификатор SCOPUS: 85021871522
Идентификатор WOS: WOS:000384402800011
ISSN: 2313-6871
2311-911X
DOI: 10.15826/qr.2016.2.167
Сведения о поддержке: The article is supported by the Russian Foundation for the Humanities (Project 16-04-50012) and a grant from the President of the Russian Federation (MD-4756.2016.6).
Источники: Quaestio Rossica. 2016. Т. 4. № 2
Располагается в коллекциях:Quaestio Rossica

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
qr_2_2016_11.pdf553,75 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.