Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/40442
Название: Фольклорные имена: о чем они говорят (на примере башкирских богатырских сказок)
Другие названия: Folklore Names: What They Speak about (With Reference to Bashkir Heroic Tales)
Авторы: Ягафарова, Г. Н.
Yagafarova, G. N.
Дата публикации: 2016
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Ягафарова Г. Н. Фольклорные имена: о чем они говорят (на примере башкирских богатырских сказок) / Г. Н. Ягафарова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2016. — Т. 18, № 2 (151). — С. 155-168.
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы башкирского имянаречения вообще и особенности имянаречения героев башкирских богатырских сказок. На основе изучения языковых материалов автор приходит к выводу, что в башкирском языковом сознании имя не отождествляется с сущностью человека, оно является неким внешним элементом по отношению к нему. Вместе с тем наблюдается очень бережное, трепетное отношение к имени как к заместителю или представителю индивидуума. Это проявляется в том, что башкиры не использовали и не используют антропонимы родного языка в качестве кличек животных, а также не называли ими другие существа. Об этом свидетельствуют имена персонажей башкирских богатырских сказок. В сказках о богатырях герои индивидуализируются через имена. В противовес общераспространенному мнению, что сказочные герои безымянны, в башкирских богатырских и волшебных сказках у каждого героя есть свое имя. Однако если герой имеет сверхъестественное происхождение (мотив чудесного рождения), ему не дается человеческого имени, чаще всего он именуется как егет ‘юноша’, малай ‘мальчик’ или нарекается характеризующим именем, не свойственным традиционному антропонимикону башкир.
This article discusses the general features of the Bashkir naming tradition and the naming of heroes in Bashkir heroic tales. The author studies Bashkir language materials and comes to the conclusion that in the Bashkir linguistic consciousness the name is not identified with the essence of man, but it is rather a separate external element as related to man. However, there is a very careful attitude to the name as to a substitute or representative of an individual. It is reflected in the fact that Bashkirs did not use and do not use anthroponyms of their mother-tongue as names of animals, nor did they use them to denote any other creatures. This is proved by the names of characters of Bashkir heroic tales. In fairytales about heroes the characters are individualized by means of their names. As opposed to the common belief that fairytale characters are nameless, in Bashkir fairytales and heroic tales each character has his /her own personal name. However, if the hero has a supernatural origin (miraculous birth motif), they do not get a human name, and they are often referred to as yeget ‘lad’ or malay ‘boy’. Sometimes a character is called by a descriptive name, not typical of traditional Bashkir anthroponyms.
Ключевые слова: БАШКИРСКИЙ ФОЛЬКЛОР
БАШКИРСКИЙ ЯЗЫК
ИМЯНАРЕЧЕНИЕ
АНТРОПОНИМ
СКАЗОЧНЫЕ ГЕРОИ
СКАЗКИ О БОГАТЫРЯХ
BASHKIR FOLKLORE
BASHKIR LANGUAGE
NAMING
ANTHROPONYM
FAIRYTALE HEROES
FAIRYTALES ABOUT HEROES
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/40442
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=26693558
Идентификатор WOS: WOS:000453187700013
ISSN: 2227-2283
DOI: 10.15826/izv2.2016.18.2.035
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2016. Т. 18. № 2 (151)
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2016-151-13.pdf740,81 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.