Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://hdl.handle.net/10995/38240
Название: «Уральский звукоряд» поэзии Александра Вавилова
Другие названия: The “Ural Scale” in the Poetry of Alexander Vavilov
Авторы: Снигирева, Т. А.
Snigireva, T. A.
Дата публикации: 2016
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Снигирева Т. А. «Уральский звукоряд» поэзии Александра Вавилова / Т. А. Снигирева // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2016. — Т. 18, № 1 (148). — С. 85-95.
Аннотация: В статье анализируется современная поэтическая ситуация Урала, охарактеризованы основные поэтические поколения, активно создающие ее характерологические особенности. Очерчен эстетический комплекс, который, сообразно «времени и месту», определяет общие черты уральской поэзии: не всегда явная, но присутствующая социальность; отсутствие комплекса по поводу своей нестоличности, обусловленное твердым знанием существования на поэтической карте по-новому осмысленного места — Свердловск / Екатеринбург; влияние «университетской поэзии». Отсюда, с одной стороны, социальная острота, некая грубоватость и жесткость, всегда «приправленная» литературностью, филологичностью, стиховой грамотностью. С другой — открытая интертекстуальность имеет мало общего со стихотворчеством постмодернистского толка, но ощущается как «воздушных путей» перекличка (Б. Пастернак) поэта с поэтами. Творчество представителя одной из самых молодых генераций поэтов Урала Александра Вавилова исследуется, с одной стороны, в широком социокультурном контексте, с другой — в системе координат его индивидуального поэтического мира. В работе показано, что поэтический мир А. Вавилова — это парадоксальное сочетание поэзии реалистической парадигмы с модерном, причем в крайнем его выражении — авангарда и абсурдизма. Для него характерна смесь апелляции к чрезвычайно разным поэтическим направлениям: поэзия шестидесятников, как России, так и уральской школы; уральская и питерская рок-поэзия; шансон Вл. Новикова; русская классика; русский модернизм; авангардизм XX в., особенно — концептуалисты и ироники девяностых. Вавилов легко соединяет уральский рок и традицию поэзии Б. Рыжего. Делается вывод о том, что творчество А. Вавилова дает чрезвычайно показательный для поэзии Урала результат. В нем жесткий рабочий стиль, агрессивность взгляда на мир соседствуют с открыто обнаженным лиризмом, прямым разговором с судьбой.
The article deals with the current situation in Ural poetry, characterizing the main generations of poets that make up its characterological specific features. The author describes the aesthetic complex, which, according to the categories of place and time, defines the main features of Ural poetry, i.e. quite often concealed but still present sociality, the absence of inferiority complex resulting from the poets’ not coming from the capital, which is due to the fact that they are aware of the existence of Sverdlovsk /Yekaterinburg on the poetic map as a newly perceived place; the influence of “university” poetry. Hence, on the one hand, its social acuteness, certain gaucherie and rigidity, always “flavoured” with literariness, philological and poetical competence. On the other hand, open intertextuality has little in common with poetry writing in the postmodern sense, but it is very much like Boris Pasternak’s poets’ voices calling to each other from an “aerial pathway”. The writing of Alexander Vavilov, a representative of the youngest generation of poets, is studied in the vast social-cultural context on the one hand, and on the other, — in the frame of his individual poetic world. The article shows that his poetic world is a paradoxical integrity of realist and art nouveau poetry, even having features of an avant-garde and absurdist character. Appeal to different poetic movements is typical of his poetry: the poetry of the Sixtiers (both Russian and Ural schools), Ural and Saint Petersburg rock-poetry, chanson by Vl. N ovikov, Russian classics, Russian modernism, and the avant-garde of the 20th century, especially the conceptualists and ironicists of the 1990s. Vavilov easily joins the poetic tradition of Boris Ryzhy with Ural rock. The author concludes that A. Vavilov’s writing provides an outstanding result for Ural poetry. In it, the harsh working style and aggressive worldview coexist with bare lyricism and a straightforward talk to destiny.
Ключевые слова: СОВРЕМЕННАЯ ПОЭТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
ПОЭТИЧЕСКОЕ ПОКОЛЕНИЕ
ПОЭЗИЯ УРАЛА
ПОЭТИЧЕСКАЯ КНИГА
РОЛЕВАЯ ЛИРИКА
«Я-СУБЪЕКТ» ЛИРИКИ
ГОРОДСКОЙ ТЕКСТ
CURRENT POETIC SITUATION
GENERATION OF POETS
POETRY OF U RAL REGION
BOOKS OF POETRY
ROLE LYRICS
SELF-FOCUSED SUBJECT
CITYSCAPE IN THE TEXT
URI: http://hdl.handle.net/10995/38240
Идентификатор РИНЦ: http://elibrary.ru/item.asp?id=25980989
DOI: 10.15826/izv2.2016.1.007
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2016. Т. 18. № 1 (148)
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2, Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2016-148-07.pdf514,8 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.