Please use this identifier to cite or link to this item: http://hdl.handle.net/10995/36488
Title: «Царевна-Лебедь»: превращение и преображение. Особенности творческого метода Михаила Врубеля
Other Titles: Princess Swan: Transformation and Metamorphosis. Mikhail Vrubel’s Artistic Method Peculiarities
Authors: Мережников, А. Н.
Merezhnikov, A. N.
Issue Date: 2015
Publisher: Уральский федеральный университет
Citation: Мережников А. Н. «Царевна-Лебедь»: превращение и преображение. Особенности творческого метода Михаила Врубеля / А. Н. Мережников // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2015. — № 4 (145). — С. 21-33.
Abstract: В статье рассматриваются особенности творческого метода М. А. Врубеля на примере создания композиционной системы картины «Царевна-Лебедь». Мастер, организовывая, генерируя композицию, никогда не имел какой-то отдельной формальной схемы в виде рисунка или чертежа. Моделирование изображения и его композиционное согласование — единый процесс. В ходе работы над композициями художник постоянно обращается к классическим «формулам» и конкретно к произведениям Рафаэля. Врубель расширил свое понимание классики, обогатив его восприятием византийской культуры и, в частности, древнерусского искусства. Этот синтез представляет собой альтернативу дифференцированности отечественного искусства второй половины ХIХ — начала ХХ в., для которого важна была возможность позиционировать себя как «национальное». В картине «Царевна-Лебедь» за явным «театрально-сказочным» сюжетом у Врубеля скрывается другой, более важный — раскрытие темы метаморфозы, превращения, трактуемого как преображение, восходящего к общехристианскому пониманию смерти как преддверия воскресения.
The article considers the peculiarities of M. A. Vrubel’s artistic method referring to the compositional system of his Princess Swan painting. When organizing and generating the composition, the master never had any formal scheme in the form of a drawing or draft. The modeling of a picture and its compositional arrangement are a uniform process. Working on compositions, the artist constantly turns to the classic formulae and Raphael’s works in particular. Vrubel widened his understanding of classical works of art, enriching it by learning about Byzantine culture and Old Russian art. This synthesis is an alternative for the differentiation of mid-19th — early 20th century Russian art that considered it important to realize itself as national. In his Princess Swan painting behind the evident theatrical and fairy-tale plot, Vrubel concealed another and more important one, i.e. the theme of metamorphosis and transformation interpreted as something rooted in the universal Christian understanding of death as a step towards resurrection.
Keywords: ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД М. А. ВРУБЕЛЯ
КОМПОЗИЦИОННАЯ СИСТЕМА
АКАДЕМИЗМ
РАФАЭЛЬ
M. A. VRUBEL’S ARTISTIC METHOD
COMPOSITIONAL PATTERN
ACADEMISM
RAPHAEL
URI: http://hdl.handle.net/10995/36488
RSCI ID: https://elibrary.ru/item.asp?id=25294515
ISSN: 2227-2283
Origin: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2015. № 4 (145)
Appears in Collections:Известия Уральского федерального университета. Серия 2, Гуманитарные науки

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
iurg-2015-145-02.pdf11,14 MBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.