Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.urfu.ru/handle/10995/30433
Title: «Пляска Тамары». Иллюстрация-феерия Михая Зичи и Михаила Врубеля: проблема изобразительной метафоры
Other Titles: An Extravaganza Illustration of Mihály Zichy and Mikhail Vrubel: the Problem of the Visual Metaphor
Authors: Алексеев, Е. П.
Мережников, А. Н.
Alexeyev, E. P.
Merezhnikov, A. N.
Issue Date: 2015
Citation: Алексеев Е. П. «Пляска Тамары». Иллюстрация-феерия Михая Зичи и Михаила Врубеля: проблема изобразительной метафоры / Е. П. Алексеев, А. Н. Мережников // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2015. — № 1 (136). — С. 75-91.
Abstract: В статье анализируется один из компонентов творческого метода М. Врубеля. Используя предложенный Ю. Герчуком термин «иллюстрация-феерия», авторы акцентируют внимание на роли М. Зичи в разработке темы лермонтовского «Демона». Отмечается, что для современников работы Зичи были более предпочтительны, чем созданные позже, но воспринятые большинством как «невозможные и нелепые» иллюстрации Врубеля. «Пляска Тамары» Зичи послужила источником для композиционной разработки врубелевской иллюстрации. Сравнительный анализ композиций «Пляска Тамары» того и другого мастера выявляет особенности понимания ими образности и метафоричности изобразительного языка. Иллюстрация-феерия Зичи культивирует и стремится сделать наиболее эффектной «иллюстративную» метафору, которая предполагает существование устойчивой, жесткой связи между визуальным и вербальным компонентами. Врубель создает конструкцию, порождающую серию метафор, каждая из которых может рассматриваться как один из материалов единого проекта.
The authors analyze a component of M. Vrubel’s artistic method. Using the term extravaganza illustration put forward by Yu. Gerchuk, the authors focus on M. Zichy’s role in the development of the theme of Lermontov’s The Demon. They state that for the contemporaries, Zichy’s works were more preferable than the ones created at a later time by Vrubel that were taken as impossible and preposterous. Zichy’s Tamara’s Dance was a composition source of Vrubel’s illustration. A comparative analysis of Tamara’s Dance by both artists reveals the peculiarities of their understanding of images and metaphors employed by visual art. Zichy’s extravaganza illustration focuses on the illustrative metaphor and aims at making it more pronounced which means a strong and stable connection between the visual and verbal components. Vrubel creates a construction causing a series metaphors to emerge, and each of them may be regarded as material for one whole project.
Keywords: ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД
ВРУБЕЛЬ М.
ПОЭМА М. ЛЕРМОНТОВА «ДЕМОН»
ЗИЧИ М.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ МЕТАФОРА
CREATIVE METHOD
VRUBEL M.
M. LERMONTOV’S THE DEMON
ZICHY M.
VISUAL METAPHOR
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/30433
RSCI ID: https://elibrary.ru/item.asp?id=23168810
ISSN: 2227-2283
Origin: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2015. № 1 (136)
Appears in Collections:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
iurg-2015-136-08.pdf10,22 MBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.