Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/21338
Название: Библейские генеалогии русского народа в представлениях историографии XVI–XVIII вв.
Другие названия: Historiographical views of the 16th–18th centuries on the Biblical Genealogies of the Russian People
Авторы: Соколов, С. В.
Sokolov, S. V.
Дата публикации: 2013
Библиографическое описание: Библейские генеалогии русского народа в представлениях историографии XVI–XVIII вв. : заключительный отчет о НИР / Урал. федер. ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина ; Исполнитель С. В. Соколов. – Екатеринбург, 2013. – 42 с.
Аннотация: Цель проведенных НИР: установить роль и значение представлений о библейской генеалогии русского народа в отечественных и зарубежных исторических сочинениях XVI–XVIII вв. В результате НИР была реконструирована библейская генеалогия русских. Согласно наиболее распространенным представлениям XVI–XVIII вв. the все европейские народы происходят от сына Ноя Иафета. У Иафета было несколько сыновей, однако для русских предком обычно избирали шестого сына Иафета Мосоха. Иногда, в качестве предка русских указывали старшего сына Иафета Гомера. Обычно это делали те авторы, которые ставили своей задачей показать особое величие истории русского народа. В XV – начале XVI в. среди польских историописателей распространилось убеждение в возможности построения библейской генеалогии народов. Было установлено также, что огромное влияние на польскую историографию в вопросах построения библейских генеалогий оказывал библейский дискурс (проблематика поиска библейских корней народов). Польская историография адаптировала данный дискурс к истории славянских народов. Библейские генеалогии проникают в российскую историографию через посредство украинской в середине XVII в. В XVIII в. в России присутствует группа авторов, которая принимала за основу библейскую версию происхождения русского народа. Критика библейской генеалогии первоначально была весьма осторожной. Только в конце XVIII в. с активной и однозначной позицией неприятия всяких библейских генеалогий выступает А.Л. Шлецер. Жизнеспособность библейской концепции в век рационализма была обусловлена ее влиятельностью и авторитетом: практически все европейские авторы XVI–XVII вв., писавшие о происхождении народов, не оставляли без внимания ветхозаветные времена. Другой важной причиной было то, что библейская история продолжала восприниматься как реальность, доверие к Священному Писанию было высоко. В то же время каждый этнос воспринимался как нечто постоянное, не изменяющееся со временем, что делало осмысленными попытки найти корни народа в авторитетной библейской истории.
The aim of the research work is to find the role and the significance of the views on Biblical genealogy of the Russians which contain in the domestic Russian and foreign hisrorical writings. As the result of the research work the biblical genealogy of the Russians was reconstructed. According to the most common view of the Modern Ages all European nations were the descendants of Noah’s son Japheth. The last had several sons, but the ancestor of the Russians usually was considered Mesech, the six son of Japheth. Sometimes as the ancestor of the Russian Gomer, the elder son of Japheth was considered. Usually this stated by the authors who wanted to point out a special glory and greatness of the Russians. In 15th – early 16-th century amid the Polish historians the conviction was spread that the reconstruction of Slavic biblical genealogy is possible. It was revealed that the Biblical discourse influenced strongly on the Polish historiography in the issues of biblical genealogies’ reconstruction. Polish historiography adapted this discourse to the writing on Slavic history. Biblical genealogy appeared in the Russian historiography through the medium of the Ukrainian one in the mid of 17th century. In 18th century there were in Russia group of the authors who shared the conception of Biblical version of the Russian people’s origin. The critique of the Biblical genealogy was very cautions in that times. Only at the end of the 18th century a firm criticism of the Biblical conception was offered by August Schlozer. The vitality of Biblical genealogies in the epoch of rationalism was caused by its influence and weight in the scientific society. Almost all European authors of historical writings shared the Biblical concept and investigated Old Testament on this. The next significant reason was that Biblical history remained as a reality and the confidence to the words of the Holy Scripture persisted substantial. The same time each ethnos still taken as something constant, don’t change with time. This gave the matter for the attempts to find the roots of nation in the authoritative Biblical history.
Ключевые слова: ОТЧЕТ О НИР
ИСТОРИОГРАФИЯ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
БИБЛЕЙСКИЕ ГЕНЕАЛОГИЯ
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ
НОВОЕ ВРЕМЯ
HOSTORIOGRAPHY
INTELLECTUAL HISTORY
BIBLICAL GENEALOGY
HISTORY OF THE ERALY RUS’
MODERN AGES
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/21338
Сведения о поддержке: Программа развития УрФУ на 2013 год (п.2.1.2.1)
Располагается в коллекциях:Гранты, проекты, отчеты

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
sokolov_2.1.2.1.pdf675,27 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.