Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/136245
Название: Мобилизация литературы: конструирование идеологии в советских «оборонных» журналах
Другие названия: Mobilisation of Literature: The Construction of Ideology in Soviet ‘Defence’ Magazines
Авторы: Соловьева, В. В.
Solovyeva, V. V.
Дата публикации: 2024
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Соловьева В. В. Мобилизация литературы: конструирование идеологии в советских «оборонных» журналах / В. В. Соловьева // Quaestio Rossica. — 2024. — Т. 12, № 2. — С. 674-688.
Аннотация: На рубеже 1920–1930‑х гг. в СССР сформировался культурный проект оборонной литературы, реализовывавшийся Литературным объединением Красной армии и флота (ЛОКАФ), которое курировалось Политическим управлением РККА. Обстоятельства возникновения идеи оборонной литературы тесно связаны с историко-политическим контекстом эпохи «великого перелома». Создателями произведений оборонной литературы были как профессиональные писатели, так и начинающие авторы из литературных кружков Красной армии и флота. В текстах они интерпретировали и адаптировали идеологические установки власти, предлагая «политически верные», на их взгляд, модели поведения. Критики ЛОКАФ давали свою оценку идеологической правильности этих текстов и формулировали программные установки для писателей. В статье рассматриваются произведения, опубликованные на страницах журналов «Залп» и «ЛОКАФ» в 1930–1932 гг., показываются связь тематики с актуальной внутри- и внешнеполитической повесткой, рецепция писателями идеологических установок об обострении внутренних и внешних противоречий, классовой борьбе, выявлении вредителей, овладении техникой и др., а также создававшиеся в произведениях образы красноармейцев, партийных руководителей, внутренних и внешних врагов.
At the turn of the 1930s, a cultural project of defence literature emerged in the USSR, implemented by the Literary Association of the Red Army and Navy (LOKAF) under the supervision of the Political Directorate of the Red Army. The circumstances in which the idea of defence literature emerged were closely related to the historical and political context of the era of the “Great Break”. The authors of defence literature were both professional and amateur writers from the literary circles of the Red Army and the Navy. In their texts, they interpreted and adapted the ideological attitudes of the authorities and offered what they considered to be “politically correct” models of behaviour. Critics of the LOKAF evaluated the ideological correctness of these texts and formulated programme guidelines for writers. The article deals with the works published in the pages of the Zalp and LOKAF magazines in 1930–1932 in order to reveal the connection of the chosen themes with the current domestic and foreign policy agenda, the writers’ reception of ideological clichés about the aggravation of internal and external contradictions, class struggle, wrecking, mastery of technology, etc., as well as the images of Red Army soldiers, party leaders, internal and external enemies created in the works.
Ключевые слова: МИЛИТАРИЗАЦИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
ОБОРОННАЯ ЛИТЕРАТУРА
СОВЕТСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ
«ВЕЛИКИЙ ПЕРЕЛОМ»
ЛОКАФ
MILITARISATION OF LITERATURE
DEFENCE LITERATURE
SOVIET IDEOLOGY
“GREAT BREAK”
LOKAF
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/136245
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=67945201
ISSN: 2311-911X
2313-6871
DOI: 10.15826/qr.2024.2.902
Сведения о поддержке: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-01902 «Милитаризация литературы как культурный проект межвоенной эпохи» в Институте русской литературы РАН (https://rscf.ru/project/22-28-01902/).
Карточка проекта РНФ: 22-28-01902
Источники: Quaestio Rossica. 2024. Т. 12. № 2
Располагается в коллекциях:Quaestio Rossica

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
qr_2_2024_19.pdf368,67 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons