Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/132637
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorЛихачева, А. С.ru
dc.contributor.authorLikhacheva, A. S.en
dc.date.accessioned2024-04-25T09:35:25Z-
dc.date.available2024-04-25T09:35:25Z-
dc.date.issued2024-
dc.identifier.citationЛихачева А. С. Ландшафты Галиции в призме фотокамеры: визуализация беллигеративных пространств Первой мировой войны / А. С. Лихачева // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2024. — Т. 26, № 1. — С. 36-57.ru
dc.identifier.issn2227-2283print
dc.identifier.issn2587-6929online
dc.identifier.urihttp://elar.urfu.ru/handle/10995/132637-
dc.descriptionSubmitted: 14.01.2023. Accepted: 18.01.2024.en
dc.descriptionПоступила в редакцию: 14.01.2023. Принята к печати: 18.01.2024.ru
dc.description.abstractВ статье анализируются практики запечатления опыта Первой мировой войны на Восточном фронте и конструирования военизированных жизненных миров комбатантами русской армии и фотокорреспондентами. Цель автора статьи — определение значения беллигеративных ландшафтов Галиции в формировании специфических поведенческих стратегий и практик участников первой индустриальной войны. Методологией анализа послужил синтез подходов пространственных исследований и визуальной антропологии, концептуальных положений ландшафтоведения и культурной географии. Для анализа фотографической ситуации на Восточном фронте Первой мировой войны, особенностей дальнейшего бытования визуальных образов в групповой и коллективной коммуникации, выявления приемов конструирования образа окружающей среды Галиции в 1914–1915 гг. используются фотографические источники Российского государственного архива кинофотодокументов. Одним из ключевых тезисов исследования является предположение, что через практику фотографирования военизированных ландшафтов происходило конструирование ментальных карт чуждого пространства и воображаемое присвоение присоединенной по праву войны территории. В результате автор приходит к выводам о том, что ландшафты Галиции в фотографиях являются феноменологическим конструктом, а не прямым отражением реальности или объективным свидетельством. Сама фотографическая ситуация выступает актом интерпретации, так как фотографы следуют императивам собственного (довоенного) жизненного опыта, сформированным господствующими дискурсами представлениям, учитывают технические ограничения эпохи и шокирующие переживания в пространствах смерти. Выявлена терапевтическая функция визуализации войны и роль фотокамеры как защитного барьера для фотографа. В ходе анализа определена динамическая взаимосвязь стратегий запечатления военного опыта с ходом боевых действий, а также необходимость изучения фотографических альбомов, посвященных жизни отдельных подразделений русской армии или представляющих собой серию снимков в конкретном населенном пункте Галиции, как цельного и последовательного фотодокументального травелога. Современная интерпретация военных фотографий позволяет выявить латентный для фотографа слой экологических последствий Первой мировой войны в Восточной Европе.ru
dc.description.abstractThis article analyses practices of capturing the experience of the First World War on the Eastern Front and the construction of militarized life worlds by combatants of the Russian Army and photojournalists. The author aims to determine the significance of the belligerent landscapes of Galicia in the formation of participants’ specific behavioural strategies and practices in the first industrial war. Methodologically, the author relies on the synthesis of approaches of spatial research and visual anthropology, conceptual provisions of landscape studies, and cultural geography. To analyse the photographic situation on the Eastern Front of the First World War, the peculiarities of the further existence of visual images in group and collective communication, identify techniques for constructing the image of the Galician environment in 1914–1915, the author refers to photographic sources of the Russian State Archive of Film and Photographic Documents. A key thesis of the study is the assumption that through the practice of photographing militarized landscapes, mental maps of alien space were constructed, and the imaginary appropriation of the territory annexed by the law of war took place. As a result, the author concludes that the landscapes of Galicia in photographs are a phenomenological construct, and not a direct reflection of reality or objective evidence. The photographic situation itself acts as an interpretation because photographers follow the imperatives of their own (prewar) life experience, the ideas formed by the prevailing discourses, consider the technical limitations of the era and shocking experiences in the spaces of death. The author also reveals the therapeutic function of war visualization and the role of the camera as a protective barrier for the photographer. The analysis determines the dynamic relationship of strategies for capturing military experience with the course of hostilities, as well as the need to study photographic albums dedicated to the life of individual units of the Russian Army or representing a series of images in a particular locality of Galicia as a whole and consistent photographic travelogue. The modern interpretation of military photographs makes it possible to reveal a layer of environmental consequences of the First World War in Eastern Europe which is latent for the photographer.en
dc.description.sponsorshipИсследование выполнено при поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований № 21-59-14003 «Великая война и антропоцен: токсичное наследие империй и трансформация окружающей среды в Центральной и Восточной Европе».ru
dc.description.sponsorshipThe research for this chapter was funded by the Russian Foundation for Basic Research (RFBR) as part of research project 21-59-14003 “Great War and the Anthropocene: ‘Imperial Debris’ and Environmental Change in Central-Eastern Europe”.en
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherУральский федеральный университетru
dc.relation.ispartofИзвестия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2024. Т. 26. № 1ru
dc.subjectПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНАru
dc.subjectБЕЛЛИГЕРАТИВНЫЕ ЛАНДШАФТЫru
dc.subjectПРОПАГАНДАru
dc.subjectВИЗУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯru
dc.subjectЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯru
dc.subjectРОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯru
dc.subjectАВСТРО-ВЕНГРИЯru
dc.subjectГАЛИЦИЯru
dc.subjectWORLD WAR Ien
dc.subjectBELLIGERENT LANDSCAPESen
dc.subjectPROPAGANDAen
dc.subjectVISUAL HISTORYen
dc.subjectENVIRONMENTAL HISTORYen
dc.subjectRUSSIAN EMPIREen
dc.subjectAUSTRIA-HUNGARYen
dc.subjectGALICIAen
dc.titleЛандшафты Галиции в призме фотокамеры: визуализация беллигеративных пространств Первой мировой войныru
dc.title.alternativeLandscapes of Galicia as Viewed through the Camera: Visualization of Belligerent Spaces of the First World Waren
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dc.identifier.rsihttps://www.elibrary.ru/item.asp?id=65674397-
dc.identifier.doi10.15826/izv2.2024.26.1.003-
local.description.firstpage36-
local.description.lastpage57-
local.contributorЛихачева, Александра Сергеевнаru
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2024-1-03.pdf5,81 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.