Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/129545
Название: | «Болезнь издержек» российского высшего образования |
Другие названия: | «Cost Disease» of Russian Higher Education |
Авторы: | Деркачев, П. В. Коваленко, Д. Д. Derkachev, P. V. Kovalenko, D. D. |
Дата публикации: | 2023 |
Издатель: | Издательство Уральского университета |
Библиографическое описание: | Деркачев П. В. «Болезнь издержек» российского высшего образования / П. В. Деркачев, Д. Д. Коваленко // Университетское управление: практика и анализ. — 2023. — Том 27. — № 2. — С. 89-100. |
Аннотация: | Высшее образование является сферой гуманитарного сектора и, несмотря на нематериальную природу продуктов, не перестает быть структурным элементом национальной экономики. Сфера образования вынуждена конкурировать за рынок труда и привлекательность сектора с отраслями материального производства, способными внедрить технологические новшества. Для этого требуется наращивание доходов за счет увеличения стоимости производимых продуктов, что не имеет почти никакого обоснования производительностью. У сферы образования проявляется «болезнь издержек», вследствие чего продукты ее нематериального производства теряют доступность и привлекательность для потребителей. Целью статьи является эконометрический анализ «болезни издержек» в российском высшем образовании в 2012-2020 гг. Статья является продолжением исследования «болезни издержек» в высшем образовании в 2000-2012 гг., проведенного И. В. Абанкиной, Т. В. Абанкиной, П. В. Деркачевым. Основным методом исследования является эконометрическое (регрессионное) моделирование на основе временных рядов. Исследование построено на статистических данных Министерства науки и высшего образования и Росстата. Установлено, что тренды в 2012-2020 гг. аналогичны проявлениям «болезни издержек» в предыдущем десятилетии. Теоретически ключевой причиной «болезни издержек» является отставание технологической производительности. Фактически темпы роста производительности в высшем образовании превышают значения для экономики на протяжении всего исследуемого периода, что позволило предположить, что «болезни издержек» в 2012-2020 гг. не было. Но проявления дефицита доходов и индексов цен подтвердило наличие «болезни издержек» в российском высшем образовании. Higher education is a sphere of the humanitarian sector and, despite the intangible nature of its products, does not cease to be a structural element of the national economy. The education sector is forced to compete for the labor market and for the attractiveness of the sector with branches of material production capable of introducing technological innovations. It requires increasing revenues by means of raising the cost of manufactured products, this raise having almost no performance justification. The resulting «cost disease» in the sphere of education makes the products of its non-material production lose their availability and attractiveness to consumers. The purpose of this paper is an econometric analysis of the 2012-2020 «cost disease» in Russian higher education. The article continues the study of 2000-2012 «cost disease» in higher education by I. V. Abankina, T. V. Abankina & P. V. Derkachev. The main research method is econometric (regression) modeling based on time series. The study is based on statistical data from Federal State Statistics Service and from the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. Our analysis shows that the 2012-2020 trends are similar to those of the previous period. Theoretically, the root cause of the «cost disease» is the lag in technological productivity. In fact, productivity growth rates in higher education exceed those in the economy for the entire period studied. Hence, there was no «cost disease» in 2012-2020 at all. The presence of this disease, however, appears to be confirmed by the manifestations of income deficits and price indices in Russian higher education. |
Ключевые слова: | «COST DISEASE» HIGHER EDUCATION ECONOMICS OF EDUCATION LABOR PRODUCTIVITY INCOME DEFICIT BAUMOL INDICES REGRESSION ANALYSIS «БОЛЕЗНЬ ИЗДЕРЖЕК» ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА ДЕФИЦИТ ДОХОДОВ ИНДЕКСЫ БАУМОЛЯ РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/129545 |
Условия доступа: | Creative Commons Attribution License |
Текст лицензии: | https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/ |
Идентификатор РИНЦ: | 54223042 |
ISSN: | 1999-6659 1999-6640 |
DOI: | 10.15826/umpa.2023.02.015 |
Источники: | Университетское управление: практика и анализ. 2023. Том 27. № 2 |
Располагается в коллекциях: | Университетское управление: практика и анализ |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
UM_2023_2_009.pdf | 1,63 MB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons