Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/129416
Название: Полемика о Мире Полудня: А. и Б. Стругацкие vs М. и С. Дяченко
Другие названия: Debating the Noon Universe: A. and B. Strugatsky vs M. and S. Dyachenko
Авторы: Ковтун, Е. Н.
Kovtun, E. N.
Дата публикации: 2023
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Ковтун Е. Н. Полемика о Мире Полудня: А. и Б. Стругацкие vs М. и С. Дяченко / Е. Н. Ковтун // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2023. — Т. 25, № 4. — С. 92-107.
Аннотация: В статье проводится сопоставительный анализ концепций мира будущего, представленных в повести А. и Б. Стругацких «Полдень, XXII век» (и частично в иных произведениях цикла о Мире Полудня) и романе М. и С. Дяченко «Пандем». Показана общность базовых принципов (бесконечность познания, творческий труд, самореализация личности), лежащих в основе предлагаемых писателями социальных моделей, проанализированы наиболее важные для авторов характеристики «счастливого завтра» (организация общества, системы управления и воспитания подрастающего поколения, космическая экспансия). Одним из главных объектов рассмотрения становится сходство художественных структур повести и романа, представляющих собой «повествование в рассказах» с мозаичной композицией хронологического типа, фиксирующей основные стадии развития изображаемого социума. Показана специфика фантастической посылки (отсутствие ее подробного обоснования в тексте произведений), характерная для социальной фантастики, признанными мастерами которой являются оба творческих дуэта. Выявлены функции сквозных персонажей, скрепляющих отдельные эпизоды, имеющие самостоятельные сюжеты, в единое масштабное полотно, раскрывающее не только общие процессы и глобальные события в мире будущего, но и подробности частной жизни и перипетии личных судеб наших потомков. Подробно проанализированы финалы повести (и шире, цикла о Мире Полудня) и романа, при внешней противоположности (оптимистическое утверждение утопического мира у Стругацких, нарастающий общественный дисбаланс и отказ от проводимого Пандемом социального эксперимента у Дяченко) демонстрирующие, по мнению автора статьи, общность авторских взглядов на судьбы человечества. Содержащиеся в статье наблюдения и выводы призваны показать сходство и различие трактовки многоаспектных утопических и антиутопических социальных моделей в русскоязычной фантастике второй половины ХХ в. и начала XXI в.
This article provides a comparative analysis of the concepts of the world of the future as presented in the story Noon: 22nd Century (and partially in other parts of the Noon Universe cycle) by A. and B. Strugatsky and the novel Pandem by M. and S. Dyachenko. It discusses the common basic principles (infinity of knowledge, creative work, personal self-realisation) underlying the social models proposed by the writers, analyses salient characteristics of the writers’ “happy tomorrow” (society organisation, management system, upbringing of the younger generation, and space expansion). The article pays close attention to the similarity of the artistic structures of the story and the novel, representing an “in-the-story-narrative” with the mosaic composition of chronological type, which shows the main stages of the development of the society depicted. The author enlarges on the fantastic premise (the works under analysis do not give its detailed substantiation), typical of social science fiction, and both duos are recognised masters of it. The author singles out functions of the cross-cutting characters that bind together individual episodes with independent plots into a single large-scale canvas, revealing not only general processes and global events in the world of the future, but also details of private life and the ups and downs of personal destinies of our descendants. Additionally, the author analyses the finale of the story (and more widely, of the cycle about the Noon Universe) and the novel. While externally opposed (an optimistic assertion of the utopian world by the Strugatsky brothers and the growing social imbalance and rejection of the social experiment conducted by Pandem in Dyachenkos’ work), both works demonstrate common aspects of the writers’ views on the fate of humanity. Observations and conclusions reflect similarities and differences in the interpretation of multifaceted utopian and dystopian social models in Russian-language science fiction of the second half of the twentieth century and the early twenty-first century.
Ключевые слова: СОВЕТСКАЯ ФАНТАСТИКА
РОССИЙСКАЯ ФАНТАСТИКА
РУССКО-ЯЗЫЧНАЯ ФАНТАСТИКА
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ХХ — НАЧАЛО XXI В
А. И Б. СТРУГАЦКИЕ
М. И С. ДЯЧЕНКО
МИР ПОЛУДНЯ
УТОПИЯ
АНТИУТОПИЯ
СОЦИАЛЬНАЯ ФАНТАСТИКА
SOVIET SCIENCE FICTION
RUSSIAN SCIENCE FICTION
RUSSIAN-LANGUAGE SCIENCE FICTION
SECOND HALF OF THE 20TH — EARLY 21ST CENTURIES
A. AND B. STRUGATSKY
M. AND S. DYACHENKO
NOON UNIVERSE
UTOPIA
DYSTOPIA
SOCIAL SCIENCE FICTION
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/129416
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=60051338
ISSN: 2227-2283
2587-6929
DOI: 10.15826/izv2.2023.25.4.062
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2023. Т. 25. № 4
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2023-4-06.pdf551,18 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.