Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/129415
Название: Теоретический аспект изучения литературной утопии и антиутопии (к проблеме идентификации жанров)
Другие названия: Theoretical Aspect of Studying the Literary Utopias and Dystopias of the First Decades of the 20th Century (on the Genre Identification Problem)
Авторы: Амелина, А. В.
Amelina, A. V.
Дата публикации: 2023
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Амелина А. В. Теоретический аспект изучения литературной утопии и антиутопии (к проблеме идентификации жанров) / А. В. Амелина // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2023. — Т. 25, № 4. — С. 77-91.
Аннотация: В статье рассматриваются теоретические проблемы изучения литературной утопии и антиутопии. Поскольку утопия и антиутопия существуют далеко за пределами художественной литературы, к анализу произведения предлагается подходить как к частному случаю проявления универсальной модели утопического / антиутопического сознания. В первую очередь, в рассматриваемых текстах следует выявлять их элементы с опорой исследования по социальной философии — структура утопического сознания обобщенно представлена в статье, а структура антиутопического — выводится автором статьи по аналогии. Если в произведении наблюдаются признаки утопического или антиутопического сознания, то следующим этапом работы с текстом призвано стать сопоставление его жанровых признаков с устоявшимся жанровым инвариантом, выработанным литературоведами — соответствующие условно универсальные жанровые модели утопии и антиутопии также представлены в статье. Так ой подход позволяет, во-первых, обоснованно отнести произведение к (анти)утопиям при наличии признаков (анти)утопического сознания, во-вторых, расширить корпус текстов, которые можно считать утопиями или антиутопиями, и наконец — зафиксировать индивидуальные жанровые признаки и соотнести их с инвариантом. Предлагаемый метод является особенно продуктивным при изучении периода формирования жанра литературной антиутопии, т. е. первых десятилетий ХХ в., когда в национальных литературах разброс жанровых признаков очень велик, и помогает в полной мере проследить формирование национального инварианта жанра и выявить его национальную специфику. В то же время разрушенный к ХХ в. жанр «классической утопии» постепенно перерождается и значительно модифицируется под влиянием романной формы, поэтому идентификация и анализ литературной утопии становятся затруднительными — в этой ситуации рассмотренное совмещение философского и литературоведческого методов также представляется эффективным.
This article examines the theoretical problems of studying literary utopias and dystopias. Since utopia and dystopia exist far beyond fiction, it is proposed to approach the analysis of a literary work as a particular case of the manifestation of a universal model of utopian/dystopian consciousness. First, in the texts under consideration, their elements should be identified with the support of research in social philosophy — the structure of utopian consciousness is outlined in the article, and the structure of dystopian consciousness is derived by the author of the article by analogy. If a work shows signs of utopian or dystopian consciousness, the next step in working with the text is to compare its genre features with the established genre invariant developed by literary critics. The article also presents the corresponding conditionally universal genre models of utopia and dystopia. This approach allows, firstly, to reasonably attribute the work to utopias and dystopias in the presence of signs of utopian or dystopian consciousness, secondly, to expand the body of texts that can be considered utopias or dystopias, and, finally, to fix individual genre features and correlate them with the corresponding invariant. During the formation of the genre of literary dystopia, i.e. in the first decades of the twentieth century, when the diversity of genre features in national literatures was extensive, this algorithm helps to fully trace the formation of the national invariant of the genre and establish its national specifics. At the same time, destroyed by the twentieth century, the genre of “classical utopia” is reborn and significantly modified under the influence of the novel form, so the identification of literary utopia becomes difficult — in this situation, the combination of philosophical and literary methods considered in the article also seems productive.
Ключевые слова: УТОПИЯ
УТОПИЗМ
АНТИУТОПИЯ
ДИСТОПИЯ
УТОПИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
АНТИУТОПИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ
UTOPIA
UTOPIANISM
DYSTOPIA
UTOPIAN CONSCIOUSNESS
DYSTOPIAN CONSCIOUSNESS
LITERARY GENRES
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/129415
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=60051337
ISSN: 2227-2283
2587-6929
DOI: 10.15826/izv2.2023.25.4.061
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2023. Т. 25. № 4
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2023-4-05.pdf564,4 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.