Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/127310
Название: Крымская мозаика: пространственный анализ структуры и динамики музейной сети региона
Другие названия: Crimean Mosaic: Spatial Analysis of the Structure and Dynamics of the Regional Museum Network
Авторы: Мазур, Л. Н.
Mazur, L. N.
Дата публикации: 2023
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Мазур Л. Н. Крымская мозаика: пространственный анализ структуры и динамики музейной сети региона / Л. Н. Мазур // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2023. — Т. 25, № 3. — С. 267-285.
Аннотация: В статье с опорой на сведения созданной автором базы данных по музеям Крыма проведен пространственный анализ структуры и динамики музейной сети. В качестве основных источников информации были использованы официальные цифровые ресурсы (сайты) Министерства культуры РФ, портал «Музеи России», сайт «Частные и народные музеи России», сайты муниципальных образований. Сведения БД позволили реконструировать образы региона с учетом их географической привязки Музейный пейзаж региона формирует полифоничный историко-культурный образ Крыма, который разбивается на пять кластеров (зон): литературно-исторический (Южный берег Крыма); военно-исторический (Севастополь); историко-краеведческий (степной Крым), историко-археологический (Керченский полуостров) и историко-этнографический (горный Крым). Кластеры различаются по структуре музейной сети и исторической динамике ее формирования. Проведен анализ особенностей формирования каждого музейного кластера и транслируемых им образов прошлого. Образ войны концентрированно представлен в музеях Севастополя, Балаклавы — местах дислокации Черноморского флота. Литературный Крым сосредоточен в городах и поселках городского типа Южного берега Крыма, где отдыхали, лечились и творили многие известные писатели. Образы советского прошлого транслируют краеведческие музеи степного Крыма. Античная цивилизация и средневековый Крым представлен в Керченском кластере и частично историко-археологическими музеями Южного берега Крыма и горного Крыма. И, наконец, национальный (крымско-татарский) образ Крыма хранят музеи Бахчисарая и Симферополя. Такая сложная мозаика образов Крыма является следствием влияния внешних и внутренних факторов — богатства и разнообразия сформированного веками историко-культурного наследия региона, зигзагов государственной культурной политики. Свой след в музейном пространстве Крыма оставила смена государственности на протяжении XX в. (имперский, советский, постсоветский — украинский и российский — периоды).
Referring to the data of the author’s database of Crimean museums, this article offers a spatial analysis of the structure and dynamics of the museum network. The official digital resources (websites) of the Ministry of Culture of the Russian Federation, the Museums of Russia portal, the website of the Private and Folk Museums of Russia, and the websites of municipalities are used as the main sources of information. The database information makes it possible to reconstruct the images of the region, taking into account their geographic reference. The museum landscape of the region forms a polyphonic historical and cultural image of Crimea, which is divided into five clusters (zones): literary and historical (Southern coast of Crimea); military-historical (Sevastopol); historical and local history (steppe Crimea); historical and archaeological (Kerch Peninsula); historical and ethnographic (mountainous Crimea). Clusters differ in the structure of the museum network and the historical dynamics of its formation. The author analyses the features of the formation of each museum cluster and the images of the past it broadcasts. The image of the war is most intensively present in the museums of Sevastopol and Balaklava as the places of the deployment of the Black Sea Fleet. Literary Crimea is concentrated in cities and urban-type settlements of the southern coast of Crimea, where many famous writers rested, were treated, and created their works. Images of the Soviet past are disseminated by local history museums of the steppe Crimea. The ancient civilization and medieval Crimea are represented in the Kerch cluster and partly by the historical and archaeological museums of the South Coast and the mountainous Crimea. And, finally, the national (Crimean-Tatar) image of Crimea is preserved in the museums of Bakhchisaray and Simferopol. Such a complex mosaic of Crimean images is the result of the influence of external and internal factors — the richness and diversity of the historical and cultural heritage of the region formed over the centuries and the zigzags of the state cultural policy. The change of statehood over the twentieth century (imperial, Soviet, post-Soviet — Ukrainian and Russian — periods) has left its mark on the museum space of Crimea.
Ключевые слова: МУЗЕИ
КРЫМ
ОБРАЗЫ ПРОШЛОГО
ПОЛИТИКА ПАМЯТИ
ИСТОРИКО- КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
MUSEUMS
CRIMEA
IMAGES OF THE PAST
POLITICS OF MEMORY
HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/127310
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54678635
ISSN: 2227-2283
2587-6929
DOI: 10.15826/izv2.2023.25.3.055
Сведения о поддержке: Тема поддержана грантом РНФ 21-18-00418 «Музей малого города: множественность культур памяти (историко-социологический анализ)».
The topic was supported by the Russian Science Foundation grant 21-18-00418 “Museum of a Small Town: The Multiplicity of Cultures of Memory (Historical and Sociological Analysis)”.
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2023. Т. 25. № 3
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2023-3-17.pdf535,99 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.