Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/126757
Название: Вклад ссыльных в распространение грамотности среди детей Екатеринбурга в 1734–1740‑х годах
Другие названия: The Contribution of Exiles to the Distribution of Literacy among the Children of Yekaterinburg in 1734–1740s
Авторы: Сафронова, А. М.
Safronova, А.
Дата публикации: 2023
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Сафронова А. М. Вклад ссыльных в распространение грамотности среди детей Екатеринбурга в 1734–1740‑х годах / А. М. Сафронова // Quaestio Rossica. — 2023. — Т. 11, № 3. — С. 790-804.
Аннотация: Статья посвящена раскрытию вклада ссыльных в обучение грамоте детей, проживавших в поселении Екатеринбургского завода, самом крупном на горнозаводском Урале. Здесь наиболее ярко проявились особенности новой политики В. Н. Татищева, ставшего главой заводов в 1734 г., в отношении обучения грамоте как можно более широкого круга детей и использования в качестве учителей ссыльных, направлявшихся сюда с территории всей страны. Впервые на основе широкого привлечения архивных документов распорядительного, отчетно-информационного характера, прошений характеризуются особенности кадрового состава учителей-ссыльных. Раскрываются причины широкого привлечения ссыльных, а с 1742 г. – и бывших ссыльных, получивших помилование, на должности учителей, реконструируется их состав, выясняются их предшествующие должности, преступления, за которые они были сосланы, выявляются общие черты, характеризующие их жизнедеятельность, положение в социуме, взаимоотношения между собой и с другими представителями общества, различный уровень их материального положения. Отмечаются особенности отношения уральского начальства к ссыльным-учителям. Прошения ссыльных свидетельствуют, что среди них должность учителя грамоты пользовалась большой популярностью, несмотря на низкий уровень оплаты труда. Впервые на основе анализа ведомостей об учащихся словесной школы анализируется их состав, устанавливаются все случаи коллективных приемов детей в школу и общее число детей, обученных ссыльными Екатеринбурга, в том числе и с близлежащих заводов. Впервые вводятся в научный оборот данные об открытии ссыльными частных школ грамоты в Екатеринбурге, где они обучали детей по договору с родителями у себя на дому за определенную плату. На этой основе делается убедительный вывод, что вклад учителей-ссыльных в развитие детской грамотности в Екатеринбурге заслуживает самой высокой оценки.
This article examines the contribution of exiles to teaching children living in the settlement of the Yekaterinburg plant, the largest in the mining and industrial Urals, to read and write. It was a place where the features of the new policy of Vasily Tatishchev, who became head of the factories in 1734, concerning teaching literacy to the vastest range of children possible and using exiles sent there from all over the country as teachers, were most clearly manifest. Based on the extensive use of archival documents of administrative and information character and petitions, the author characterises the peculiarities of the cadre of exiled teachers, which has never been done previously. The author reveals the reasons for the extensive recruitment of exiles and, starting from 1742, pardoned ex-exiles as teachers, reconstructs their composition, reveals their previous posts, the crimes for which they were exiled, common features characterising their vital activity, position in society, their relations among themselves and with other representatives of society, and the different levels of their material situation. Additionally, the article examines the peculiarities of the attitude of the Ural authorities toward the exiled teachers. The petitions of the exiles indicate that with them, the position of a literacy teacher enjoyed great appreciation despite the low pay. For the first time in history, the author analyses the student records of the grammar school, identifying all the cases of collective enrolment and the total number of children taught by the exiled Yekaterinburg masters, including those from the nearby factories. Also, the article introduces data about private literacy schools in Yekaterinburg opened by exiles, where they taught children for a fee as part of a contract with their parents at their homes. Based on this, the author concludes that the contribution of exiles as teachers to the development of children’s literacy in Yekaterinburg deserves the highest assessment.
Ключевые слова: УРАЛ
ЕКАТЕРИНБУРГ
В. Н. ТАТИЩЕВ
ССЫЛЬНЫЕ
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
ЧАСТНЫЕ ШКОЛЫ
URALS
YEKATERINBURG
VASILY TATISHCHEV
EXILES
LITERACY TRAINING
PRIVATE SCHOOLS
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/126757
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=54624900
ISSN: 2311-911X
2313-6871
DOI: 10.15826/qr.2023.3.818
Источники: Quaestio Rossica. 2023. Т. 11. № 3
Располагается в коллекциях:Quaestio Rossica

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
qr_3_2023_04.pdf425,53 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.