Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/122390
Название: Проявления конкуренции и квазиконкуренции университетов России в борьбе за привлечение абитуриентов
Другие названия: Manifestations of Competition and Quasi-Competition of Russian Universities in the Struggle to Attract Applicants
Авторы: Сандлер, Д. Г.
Sandler, D. G.
Дата публикации: 2022
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Сандлер Д. Г. Проявления конкуренции и квазиконкуренции университетов России в борьбе за привлечение абитуриентов / Д. Г. Сандлер // Journal of Applied Economic Research. — 2022. — Том 21. — № 1. — С. 130-151.
Аннотация: Globalization and the development of the knowledge economy increase competition in the higher education market. Improving the competitiveness of higher education in the world market in the second decade of the 21st century has officially become a project to be implemented by the state. In this regard, it is extremely important to study the competition among and competitiveness of universities. The purpose of this study is to substantiate the existence of quasi-competition among Russian universities and assess its impact on improving the efficiency of Russian higher education. The research hypothesis is that despite the inequality in the system of higher education, there is quasi-competition, not only within the groups of leading universities at the federal level and among regional universities, but also against everyone, and this competition increases the efficiency of the system as a whole. Particular attention is paid to such specific feature of university competition as competition for public funding, competition in a regulated market with high concentration and even monopoly. As a practical case for studying the competition of universities, the fight for applicants is considered as a vivid manifestation of competition. The information base of the study is the results of annual surveys of applicants of Ural Federal University. The main method of research is the economic and mathematical analysis of the results of surveys of graduates. It is concluded that the quasi-competition model best describes the established higher education markets. The Russian system of higher education operates under the dominance of state funding and quasi-market competition. An important aspect of the study is to identify the relationship between competition in the field of higher education and university funding. Competition between universities increases financial inequality in the higher education system. At the same time, in a number of areas, especially in terms of preparing bachelors, regional universities can compete with leading universities. The influence of competition on the higher education system contributes to the increase in the efficiency of universities through their struggle for a limited set of resources. An interesting practical finding of the study, which can be useful when planning admission campaigns, is that price competition for undergraduate applicants is inferior to competition for the quality of education in the campaign to attract students to master’s programs.
Глобализация и развитие экономики знаний повышает конкуренцию на рынке высшего образования. Рост конкурентоспособности высшего образования на мировом рынке во втором десятилетии XXI века стало официальной государственной задачей. В этой связи исследование вопросов конкуренции и конкурентоспособности университетов чрезвычайно актуально. Целью исследования является обоснование наличия и специфики квазиконкуренции российских университетов и оценка ее влияния на повышение эффективности российского высшего образования. Исследовательская гипотеза состоит в том, что, несмотря на неравенство в системе высшего образования, квазиконкуренция присутствует, причем не только внутри групп ведущих университетов на федеральном уровне и между региональными вузами, но и всех против всех, и эта конкуренция повышает эффективность системы в целом, но при этом детерминирована национальными целями и федеральными проектами. Особое внимание уделено такой специфике конкуренции университетов, как конкуренция за государственное финансирование, конкуренция на регулируемом рынке с высокой концентрацией и даже монополизмом. В качестве практического кейса для исследования конкуренции университетов рассмотрена борьба за абитуриентов как яркое проявление конкуренции. Информационной базой исследования являются результаты ежегодных опросов абитуриентов Уральского федерального университета. Основным методом исследования является экономико-математический анализ результатов опросов выпускников. Сделан вывод, что модель квазиконкуренции лучше всего описывает сложившиеся рынки высшего образования. Российская система высшего образования действует в условиях доминирования государственного финансирования и квазирыночной конкуренции. Важным аспектом исследования является выявление взаимосвязи конкуренции в сфере высшего образования и финансирования вузов. Конкуренция между вузами усиливает финансовое неравенство в системе высшего образования. В тоже время по ряду направлений, особенно в части подготовки бакалавров региональные вузы могут составить конкуренцию ведущим университетам. Влияние конкуренции на систему высшего образования способствует повышению эффективности вузов за счет борьбы за ограниченный набор ресурсов. Интересным практическим выводом исследования, применимым при планировании приемных кампаний, является то, что ценовая конкуренция за абитуриентов бакалавриата уступает конкуренции за качество образования при борьбе за привлечение студентов в магистратуру.
Глобализация и развитие экономики знаний повышает конкуренцию на рынке высшего образования. Рост конкурентоспособности высшего образования на мировом рынке во втором десятилетии XXI века стало официальной государственной задачей. В этой связи исследование вопросов конкуренции и конкурентоспособности университетов чрезвычайно актуально. Целью исследования является обоснование наличия и специфики квазиконкуренции российских университетов и оценка ее влияния на повышение эффективности российского высшего образования. Исследовательская гипотеза состоит в том, что, несмотря на неравенство в системе высшего образования, квазиконкуренция присутствует, причем не только внутри групп ведущих университетов на федеральном уровне и между региональными вузами, но и всех против всех, и эта конкуренция повышает эффективность системы в целом, но при этом детерминирована национальными целями и федеральными проектами. Особое внимание уделено такой специфике конкуренции университетов, как конкуренция за государственное финансирование, конкуренция на регулируемом рынке с высокой концентрацией и даже монополизмом. В качестве практического кейса для исследования конкуренции университетов рассмотрена борьба за абитуриентов как яркое проявление конкуренции. Информационной базой исследования являются результаты ежегодных опросов абитуриентов Уральского федерального университета. Основным методом исследования является экономико-математический анализ результатов опросов выпускников. Сделан вывод, что модель квазиконкуренции лучше всего описывает сложившиеся рынки высшего образования. Российская система высшего образования действует в условиях доминирования государственного финансирования и квазирыночной конкуренции. Важным аспектом исследования является выявление взаимосвязи конкуренции в сфере высшего образования и финансирования вузов. Конкуренция между вузами усиливает финансовое неравенство в системе высшего образования. В тоже время по ряду направлений, особенно в части подготовки бакалавров региональные вузы могут составить конкуренцию ведущим университетам. Влияние конкуренции на систему высшего образования способствует повышению эффективности вузов за счет борьбы за ограниченный набор ресурсов. Интересным практическим выводом исследования, применимым при планировании приемных кампаний, является то, что ценовая конкуренция за абитуриентов бакалавриата уступает конкуренции за качество образования при борьбе за привлечение студентов в магистратуру.
Ключевые слова: COMPETITION
COMPETITIVENESS
LEADING UNIVERSITIES
REGIONAL UNIVERSITIES
EFFICIENCY
QUASI-COMPETITION
КОНКУРЕНЦИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
ВЕДУЩИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ
КВАЗИКОНКУРЕНЦИЯ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/122390
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: 48246607
ISSN: 2712-7435
DOI: 10.15826/vestnik.2022.21.1.006
Источники: Journal of Applied Economic Research. 2022. Vol. 21. № 1
Располагается в коллекциях:Journal of Applied Economic Research

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
jaer_2022_21_1_007.pdf624,75 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons