Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/122379
Название: Внедрение принципов устойчивого развития в университетах как фактор повышения эколого-экономической безопасности
Другие названия: Introduction of the Sustainable Development Principles in Universities as a Factor of Increasing Ecological and Economic Security
Авторы: Караева, А. П.
Чащин, М. Р.
Магарил, Е. Р.
Karaeva, A. P.
Chashchin, M. R.
Magaril, E. R.
Дата публикации: 2021
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Караева А. П. Внедрение принципов устойчивого развития в университетах как фактор повышения эколого-экономической безопасности / А. П. Караева, М. Р. Чащин, Е. Р. Магарил // Journal of Applied Economic Research. — 2021. — Том 20. — № 4. — С. 701-725.
Аннотация: The higher education system makes it possible to accelerate the process of transition of the economy and society to a sustainable direction of its development by forming a new ecological worldview among the younger generation and minimizing future ecological and economic damage to the environment of the region in which the university is located. Nowadays, the pace of the implementation of sustainable development principles in the operational and educational activities of Russian universities remains low, which affects the level of environmental and economic security. The purpose of this study is to identify barriers and prospects for the implementation of sustainable development principles in Russian universities, as a factor of increasing the level of environmental and economic security, using the case of Ural Federal University. The authors analyzed the university’s development program, its implemented activities in the field of ecology and sustainable development, its eco-oriented activities, and evaluated the university using the UI Green University Metrics methodology in order to determine its potential position in the green universities ranking. SWOT analysis was carried out to combine the results obtained and to identify the barriers to the implementation of the sustainable development principles and the barriers to increasing the level of environmental and economic security. Promising directions for the development of the university for the coming years were also identified within the framework of the new concept. The main barriers are the lack of an official program of sustainable development of the university, appropriate administrative and economic management tools and targeted state support. In order to stimulate the university’s transition to a new concept, the development of a specialized information resource and improvement of the solid municipal waste management system are proposed. A list of economic, organizational and administrative tools for managing sustainable development is also formulated. The implementation of these measures could not only form the foundation for the successful implementation of the sustainable development principles at Ural Federal University but would also increase the university’s potential position in the UI Green University Metrics rating and would have a positive impact on the level of environmental and economic security.
Система высшего образования позволяет ускорить процесс перехода экономики и общества на «устойчивый» вектор развития за счет формирования нового экологического мировоззрения у молодого поколения и минимизации будущего эколого-экономического ущерба окружающей среде региона, в котором располагается вуз. В настоящее время темпы внедрения принципов устойчивого развития в операционную и просветительскую деятельность высших образовательных учреждений в России остаются низкими, что негативно отражается на уровне эколого-экономической безопасности. Целью исследования является определение барьеров и перспектив внедрения принципов устойчивого развития в университетах РФ как фактора повышения уровня эколого-экономической безопасности, на примере Уральского федерального университета. Авторы проанализировали программу развития университета, реализуемые мероприятия в сфере экологии и устойчивого развития, экоориентированную активность и провели оценку вуза по методологии UI Green University Metrics для определения потенциальной позиции в рейтинге зеленых университетов. Для обобщения полученных результатов произведен SWOT-анализ, в результате которого выявлены барьеры внедрения принципов устойчивого развития и повышения уровня эколого-экономической безопасности, определены перспективные направления развития вуза на ближайшие годы в рамках новой концепции. Главными барьерами являются отсутствие официальной программы устойчивого развития университета, соответствующих административных и экономических инструментов управления и целенаправленной поддержки со стороны государства. Для стимулирования перехода вуза на новую концепцию предложены разработка специализированного информационного ресурса и последующее совершенствование системы обращения с твердыми коммунальными отходами, а также сформулирован перечень экономических и организационно-административных инструментов по управлению устойчивым развитием. Реализация этих мероприятий не только позволит заложить фундамент успешного внедрения принципов устойчивого развития в Уральском федеральном университете, но также повысит потенциальную позицию вуза в рейтинге UI Green University Metrics и благоприятно отразится на уровне эколого-экономической безопасности.
Система высшего образования позволяет ускорить процесс перехода экономики и общества на «устойчивый» вектор развития за счет формирования нового экологического мировоззрения у молодого поколения и минимизации будущего эколого-экономического ущерба окружающей среде региона, в котором располагается вуз. В настоящее время темпы внедрения принципов устойчивого развития в операционную и просветительскую деятельность высших образовательных учреждений в России остаются низкими, что негативно отражается на уровне эколого-экономической безопасности. Целью исследования является определение барьеров и перспектив внедрения принципов устойчивого развития в университетах РФ как фактора повышения уровня эколого-экономической безопасности, на примере Уральского федерального университета. Авторы проанализировали программу развития университета, реализуемые мероприятия в сфере экологии и устойчивого развития, экоориентированную активность и провели оценку вуза по методологии UI Green University Metrics для определения потенциальной позиции в рейтинге зеленых университетов. Для обобщения полученных результатов произведен SWOT-анализ, в результате которого выявлены барьеры внедрения принципов устойчивого развития и повышения уровня эколого-экономической безопасности, определены перспективные направления развития вуза на ближайшие годы в рамках новой концепции. Главными барьерами являются отсутствие официальной программы устойчивого развития университета, соответствующих административных и экономических инструментов управления и целенаправленной поддержки со стороны государства. Для стимулирования перехода вуза на новую концепцию предложены разработка специализированного информационного ресурса и последующее совершенствование системы обращения с твердыми коммунальными отходами, а также сформулирован перечень экономических и организационно-административных инструментов по управлению устойчивым развитием. Реализация этих мероприятий не только позволит заложить фундамент успешного внедрения принципов устойчивого развития в Уральском федеральном университете, но также повысит потенциальную позицию вуза в рейтинге UI Green University Metrics и благоприятно отразится на уровне эколого-экономической безопасности.
Ключевые слова: SUSTAINABLE DEVELOPMENT
GREEN UNIVERSITY
HIGHER EDUCATION SYSTEM
ECOLOGICAL AND ECONOMIC SECURITY
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ
ЗЕЛЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
GREEN METRIC
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/122379
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: 47326395
ISSN: 2712-7435
DOI: 10.15826/vestnik.2021.20.4.027
Источники: Journal of Applied Economic Research. 2021. Vol. 20. № 4
Располагается в коллекциях:Journal of Applied Economic Research

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
jaer_2021_20_4_005.pdf818,05 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons