Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/121712
Название: Идеологема «холодная война»: аспекты функционирования в историческом и современном медиапространствах
Другие названия: “Cold War” Ideologeme: Aspects of Functioning in Historical and Modern Media Spaces
Авторы: Амиров, В. М.
Глебович, Т. А.
Amirov, V. M.
Glebovich, T. A.
Дата публикации: 2023
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Амиров В. М. Идеологема «холодная война»: аспекты функционирования в историческом и современном медиапространствах / В. М. Амиров, Т. А. Глебович // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2023. — Т. 25, № 1. — С. 80-95.
Аннотация: Статья посвящена анализу аспектов функционирования идеологемы «холодная война» в медиатекстах двух исторических периодов. Обострение политических отношений между коллективным Западом и Россией вновь ставит на повестку дня актуальность термина «холодная война», вошедшего в лексику советских СМИ после окончания Второй мировой войны и все чаще применяемого журналистами для характеристик текущих политических процессов. Примененные для исследования практик использования идеологемы «холодная война» методика структурно-тематического анализа, а также элементы контент-анализа позволяют выявить и охарактеризовать особенности использования этой идеологемы в современных российских политических медиатекстах. Оригинальным приемом, примененным для доказательства выводов статьи, стало сопоставление журналистских практик по использованию идеологемы «холодная война» в двух исторических периодах: советском и российском (с 2014 г. до наших дней). Теоретической основой статьи стали исследования известных отечественных ученых, анализ проводился с опорой на разработку основной проблемы в филологических трудах. Эмпирической базой статьи послужили более 500 публикаций советских и российских СМИ — «Советская Россия», «Независимая газета», «Ведомости», «Труд», «Новая газета», «Красная звезда», «Известия», «Комсомольская правда», «Правда», ИА «РЕГНУМ», в которых нашла применение идеологема «холодная война». В результате исследования нам удалось показать различия в практике применения идеологемы и показать обусловленность этих различий, а также определить советский этап использования идеологемы «холодная война» как «репрезентационный», а в российском — показать существенное расширение и изменение функционала идеологемы.
This article analyses aspects underlying the functioning of the “cold war” ideologeme in the media texts of two historical periods. The aggravation of political relations between the collective West and Russia actualises the concept of “cold war” which entered the lexicon of the Soviet media after the end of World War II and is being increasingly used by journalists to characterise what is happening today. The methodology of structural and thematic analysis employed to study the practices of functioning of the ideologeme “cold war”, as well as elements of content analysis make it possible to identify and characterise the features of the use of this ideologeme in modern Russian political media texts. What makes this study original is the approach the authors use to substantiate the conclusions of the article comparing the journalistic practices of using the ideologeme “cold war” in two historical periods: Soviet and Russian (from 2014 to the present). The theoretical basis of the article is the research of renowned Russian scholars, and the analysis is based on the development of the topic in papers on philology. The empirical basis formed for the article includes more than 500 publications of the Soviet and Russian media from Sovetskaya Rossiya, Nezavisimaya Gazeta, Vedomosti, Trud, Novaya Gazeta, Krasnaya Zvezda, Izvestia, Komsomolskaya Pravda, Pravda, and REGNUM news agency which contain the “cold war” ideologeme. As a result of the study, the authors demonstrate the differences in the practice of applying the ideologeme and the conditionality of these differences. They establish that the Soviet stage of the use of the ideologeme “cold war” is representative, while the Russian stage significantly expands and changes its functional possibilities.
Ключевые слова: ПОЛИТИКА
«ХОЛОДНАЯ ВОЙНА»
ПРОТИВОСТОЯНИЕ
КРИЗИС
ИДЕОЛОГЕМА
МЕДИА
ЖУРНАЛИСТИКА
КОНТЕНТ
POLITICS
“COLD WAR”
CONFRONTATION
CRISIS
IDEOLOGY
MEDIA
JOURNALISM
CONTENT
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/121712
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=50510099
ISSN: 2227-2283
2587-6929
DOI: 10.15826/izv2.2023.25.1.005
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2023. Т. 25. № 1
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2023-1-05.pdf602,46 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.