Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/118429
Название: Очерки Г. В. Иванова «По Европе на автомобиле»: образ Германии 1930-х гг.
Другие названия: G. V. Ivanov’s Essays Across Europe by Car: The Image of Germany in the 1930s
Авторы: Барковская, Н. В.
Barkovskaya, N. V.
Дата публикации: 2022
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Барковская Н. В. Очерки Г. В. Иванова «По Европе на автомобиле»: образ Германии 1930-х гг. / Н. В. Барковская // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2022. — Т. 24, № 3. — С. 155-167.
Аннотация: Очерки Г. Иванова «По Европе на автомобиле», описывающие обстоятельства реальной поездки автора из Риги в Париж, имеют признаки жанра путевых записок или травелога. Теоретической основой при рассмотрении очерков Иванова является представление о травелогах как синтетическом жанре, существующем в множестве разновидностей. В рассматриваемых очерках описание путешествия перерастает в политический памфлет. Географический маршрут, топонимы, особенности уклада, архитектуры, бытовые подробности воспроизведены в очерках с документальной точностью. Однако основное содержание цикла — Германия 1930-х гг., охваченная идеологией фашизма. Эти центральные очерки карикатурны до гротеска. Сатирически обрисованы не только лидеры немецких, но и русских фашистов (Бермондт-Авалов, Вонсяцкий, Пельхау). Описывая историю РОНДа, фашиствующего союза русских эмигрантов, Иванов показывает причины, привлекавшие бедствующих эмигрантов в эту организацию: союз обещал своим членам защиту, давал иллюзию общего дела, соблазнял надеждой на возвращение в Россию. Позиция самого автора вполне однозначна — ему ненавистен фашизм, превращающий людей в послушную толпу, загипнотизированную речами вождей. Обрамляют очерки о Германии зарисовки приграничных городов и местечек: въезжает рассказчик через литовский Шавли, завершается описание путешествия прибытием на пограничный пост во Франции. Начало и конец цикла очерков перекликаются: и там, и там видны следы предыдущей войны, и там, и там несколько беспорядочный, но милый бытовой уклад, описанный с добрым юмором. Герой рад покинуть Германию. Однако от нации, охваченной пропагандой собственного величия, преисполненной воинственного духа, уже падает тень угрозы на близлежащие страны. Вместе с тем, давняя история герцога Бирона, включенная в очерки, косвенно выражает авторскую надежду на то, что рано или поздно каждому всесильному деспоту придется расплачиваться за свои злодеяния.
G. Ivanov’s essays Across Europe by Car describing the circumstances of the author’s real trip from Riga to Paris have signs of the genre of travel notes or travelogue. The theoretical basis the author uses to study Ivanov’s essays is the idea of the travelogue as a synthetic genre existing in a variety of forms. In the essays the article examines, travel turns into a political pamphlet. The essays meticulously reproduce the itinerary, place names, peculiarities of the way of life, architecture, and everyday details. However, the main content of the cycle focuses on Germany in the 1930s seized by the ideology of fascism. The caricature nature of the sketches borders on grotesque. Not only the leaders of Germany, but also Russian fascists (Bermondt-Avalov, Vonsyatsky, Pelhau) are depicted satirically. Describing the history of the Russian National Liberation Movement, a fascist union of Russian emigrants, Ivanov shows the reasons that attracted poverty-stricken emigrants to the organisation: the union promised protection to its members, gave them the illusion of a common cause, and seduced them with the hope of returning to Russia. The position of the author himself is quite unambiguous — he hates fascism which turns people into an obedient crowd, hypnotised by the speeches of the leaders. Sketches about Germany are framed by sketches about border towns and villages: the narrator enters through Lithuanian Šiauliai, and the description of the journey ends with his arrival at a border post in France. The beginning and the end of the essay cycle echo each other: on both sides, there are visible traces of the previous war, and the two places share a somewhat disordered but charming everyday life which is described with good humour. The main character is happy to leave Germany. However, the nation engulfed in the propaganda of its own greatness, full of belligerence already casts a shadow of threat on the neighbouring countries. At the same time, the old story of Duke Biron recounted in the essays indirectly expresses the author’s hope that every almighty despot will have to pay for his atrocities sooner or later.
Ключевые слова: ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
ЦИКЛ ОЧЕРКОВ
ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ
ХРОНОТОП ДОРОГИ
ТРАВЕЛОГ
LITERATURE OF THE RUSSIAN DIASPORA
ESSAY CYCLE
TRAVEL NOTES
ROAD CHRONOTOPE
TRAVELOGUE
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/118429
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49560261
ISSN: 2227-2283
2587-6929
DOI: 10.15826/izv2.2022.24.3.050
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2022. Т. 24. № 3
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2022-3-10.pdf615,68 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.