Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/109713
Название: Альтернативные мнения о вакцинации в религиозном дискурсе
Другие названия: Alternative Opinions about Vaccination in Religious Discourse
Авторы: Дьячкова, Н. А.
Dyachkova, N.
Дата публикации: 2022
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Дьячкова Н. А. Альтернативные мнения о вакцинации в религиозном дискурсе / Н. А. Дьячкова // Quaestio Rossica. — 2022. — Т. 10, № 1. — С. 53-69.
Аннотация: Исследуются речевые стратегии и тактики религиозной коммуникации в условиях пандемии коронавируса. Цель работы – рассмотрение особенностей речевого поведения коммуникантов в кризисной ситуации пандемии. Методология исследования базируется на принципах теории речевой коммуникации, в той или иной мере представленных в современных работах, посвященных исследованиям дискурсов разного типа, изучению специфики религиозной коммуникации, коммуникативных (речевых) стратегий и тактик применительно к разному речевому материалу. Источниками исследования являются тексты, опубликованные в православных СМИ и на православных сайтах, проповеди, комментарии на православных форумах, посты в соцсетях. Констатируется полемический характер данного сегмента религиозного дискурса. В нем представлены неологизмы с оценочной коннотацией: цифровой концлагерь, псевдопандемия, коронобесие, коронокризис, ковид-диссиденты, антипрививочники, антиваксеры, ковидиоты, антивакс-сектанты, ковидофобы, вакциноборцы, вакцина каннибала, вакциноскептики и др. Охарактеризованы два типа адресантов: 1) отрицающие наличие пандемии, необходимость профилактических мер и/или вакцинации; 2) признающие факт пандемии, необходимость профилактических мер и/или вакцинации. Для первых характерен конфронтационный тип общения, они избирают речевые стратегии дискредитации и манипулирования, которые реализуются в речевых тактиках обвинения, оскорбления, клеветы, сарказма, апелляции к авторитету и др. Они нарушают принципы кооперативного общения, проявляют речевую агрессию. Различные фобии, которые демонстрируют коммуниканты этой группы, обусловлены неправильным пониманием сотериологического и эсхатологического учений Церкви. Адресанты второй группы используют речевую стратегию убеждения, реализуемую речевыми тактиками интерпретации, разъяснения, свидетельства очевидцев и др. У коммуникантов этой группы очевидна установка на бесконфликтное общение.
This article examines speech strategies and tactics in religious communication in the context of the coronavirus pandemic. The purpose of the work is to consider the features of the speech behaviour of communicants during the pandemic crisis. The research methodology is based on the theory of speech communication to some extent present in modern works on the study of discourses of various types, the study of the peculiarities of religious communication, communicative/ speech strategies, and tactics applied to different speech material. The researcher refers to texts published in Orthodox media and on Orthodox websites: sermons, comments in Orthodox forums, and posts in social networks. As a result, the author reveals the polemical nature of this segment of religious discourse. For instance, it contains neologisms with evaluative connotations, such as цифровой концлагерь (digital concentration camp), псевдопандемия (pseudo-pandemic), коронобесие (corona-frenzy), коронокризис (corona-crisis), ковид-диссиденты (covid-dissidents), антипрививочники (anti-vaccinators), антиваксеры (antivaxers), ковидиоты (covidiots), антивакс-сектанты (anti-vax sectarians), ковидофобы (covidophobes), вакциноборцы (vaccine fighters), вакцина каннибала (cannibal vaccine), вакциноскептики (vaccine sceptics), etc. The author characterises two types of addressees: 1) those denying the existence of the pandemic and/or the need for preventive measures and/or vaccination; 2) those recognising the fact of the pandemic and/or the need for preventive measures and/or vaccination. The former are characterised by a confrontational type of communication, as they choose strategies of discrediting and manipulation by means of accusations, insults, slander, sarcasm, appeals to “authority”, etc. They violate the principles of cooperative communication and show verbal aggression. The various phobias that the communicants of this group demonstrate are due to a misunderstanding of the soteriological and eschatological teachings of the Church. The addressees of the second group use a speech strategy of persuasion through interpretation, explanation, references to their own experience, and the authority of the Church. The communicants of this group obviously aim for conflict-free communication.
Ключевые слова: РЕЛИГИОЗНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
ПОЛЕМИЧЕСКИЙ ДИСКУРС
РЕЧЕВЫЕ СТРАТЕГИИ
РЕЧЕВЫЕ ТАКТИКИ
RELIGIOUS COMMUNICATION
POLEMICAL DISCOURSE
SPEECH STRATEGIES
SPEECH TACTICS
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/109713
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=48197562
ISSN: 2311-911X
2313-6871
DOI: 10.15826/qr.2022.1.658
Источники: Quaestio Rossica. 2022. Т. 10. № 1
Располагается в коллекциях:Quaestio Rossica

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
qr_1_2022_04.pdf376,53 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.