Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/107539
Название: Эстетическое наших дней: новая феноменология
Другие названия: The Aesthetic of Our Times: A New Phenomenology
Авторы: Закс, Л. А.
Zaks, L. A.
Дата публикации: 2021
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Закс Л. А. Эстетическое наших дней: новая феноменология / Л. А. Закс // Koinon. — 2021. — Т. 2, № 3. — С. 44-66.
Аннотация: «Эстетическое» — ставшее существительным прилагательное, обобщенно выражающее эстетическую реальность, главными «единицами» которой выступают особые ценностные свойства объектов = эстетические ценности как феномены сознания. Целью статьи являются фиксация и анализ состояния эстетической реальности наших дней, осуществляемые в сравнении с известными чертами классической эстетической картины мира. Констатируется сохранение эстетическим своей признанной в классической эстетике чувственной основы и универсального (всеохватного) для чувственного мира характера. Причем современное эстетическое все полнее реализует этот потенциальный универсализм эстетического начала, распространяясь на те объектные сферы и явления, которые еще недавно были анэстетическими или даже воспринимались как антиэстетические (протеизм современного эстетического). Далее статья прослеживает растущие отличия современного эстетического от классических представлений эстетики и эстетических вкусов. Классическое эстетическое сознание мыслило эстетическую реальность дискретно и сводило ее к жестко фиксированным по объектам и смыслу и нормативно закрепленным «основным» ценностям (прекрасное, возвышенное, трагическое и комическое). Современное протеистическое эстетическое все больше проявляет себя как континуум: непрерывность плавно переходящих друг в друга и объемлющих (окрашивающих) весь чувственный мир эстетических смыслов. При этом традиционные («основные») ценности получают (благодаря новым предметностям и контекстам) новый смысл, порой в своем классическом звучании отодвигаются на периферию или даже элиминируются (как это происходит с трагическим в культуре постмодернизма). Зато возникают новые, отличные от традиционных и пока даже не имеющие номинации эстетические ценности/смыслы. В статье показаны варианты этих новых и пока непоименованных ценностей, вызванных к жизни как эстетизацией новых объектов, так и новыми ценностными позициями субъектов. Автор находит примеры таких новых ценностей, в частности, в артефактах Бориса Михайлова, Павла Отдельнова, Гюнтера фон Хагенса.
The ‘aesthetic’ — an adjective that has become a noun-broadly expresses aesthetic reality whose general ‘units’ are specific value properties of objects = aesthetic values as phenomena of consciousness. The paper aims to fix and analyze the state of today’s aesthetic reality compared to the known attributes of the classical aesthetic picture of the world. The author argues that the aesthetic has preserved its sensory foundation and universal (all-inclusive) for a sensual world character recognized in classical aesthetics. And today’s aesthetic implements this potential universalism of aesthetic origin more fully spreading to certain object spheres and phenomena. Until recently, they used to be non-aesthetic or even perceived as anti-aesthetic (proteism of today’s aesthetic). The paper further traces the growing differences of present-day esthetic from classical ideas of aesthetics and aesthetic tastes. Classical aesthetic consciousness thought of aesthetic reality discretely and reduced it to rigidly fixed, by objects and meaning, and normatively enshrined ‘fundamental’ values (beautiful, sublime, tragic and comic). The proteistic aesthetic of our times is increasingly manifesting itself as a continuum: continuity of aesthetic meanings smoothly transitioning into each other and encompassing (staining) the entire sensual world. Traditional (terminal) values acquire (thanks to novel contexts and substance) a new meaning. Sometimes, in their classical form, they are pushed to the periphery or even get eliminated (as is happening to the tragic in postmodernism). On the bright side, there emerge novel, different from traditional, aesthetic values/meanings that have not been particularized yet. The paper provides variants of these new and non-defined values brought to life both by aesthetics of new objects and by the new value stance of subjects. In particular, the author finds these novel values in artifacts of Boris Mikhailov, Pavel Otdel’nov and Gunther von Hagens.
Ключевые слова: ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ (СМЫСЛЫ)
ДИСКРЕТНОСТЬ КЛАССИЧЕСКОГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО
КОНТИНУАЛЬНОСТЬ НОВОГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ПРОТЕИЗМ СОВРЕМЕННОГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО
НОВАЯ КРАСОТА
НЕПОИМЕНОВАННЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ
НЕКРАСИВОЕ КАК ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ
AESTHETIC
AESTHETIC VALUES (MEANINGS)
DISCRETENESS OF CLASSICAL AESTHETIC
CONTINUITY OF NEW AESTHETIC
PROTEISM OF NEW AESTHETIC
NEW BEAUTY
NONDEFINED AESTHETIC VALUES
THE NON-BEAUTIFUL AS AN AESTHETIC VALUE
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/107539
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=48614001
DOI: 10.15826/koinon.2021.02.3.027
Источники: Koinon. 2021. Т. 2. № 3
Располагается в коллекциях:KOINON

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
k_3_2021_05.pdf1,24 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.