Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/107368
Название: «Вольные гавани»: советско-немецкое сотрудничество в области воздухоплавания и освоения Арктики
Другие названия: “Free Harbours”: Soviet-German Scientific Cooperation in Aircraft and Arctic Regions Research
Авторы: Собисевич, А. В.
Sobisevich, A. V.
Дата публикации: 2021
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Собисевич А. В. «Вольные гавани»: советско-немецкое сотрудничество в области воздухоплавания и освоения Арктики / А. В. Собисевич // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2021. — Т. 23, № 4. — С. 159-175.
Аннотация: В 1924 г. немецкий воздухоплаватель Вальтер Брунс обратился к советскому правительству с предложением о сотрудничестве в области воздухоплавания. Он предлагал создать концессионную компанию по перевозке пассажиров дирижаблями из Европы в Восточную Азию, предоставив пунктам базирования дирижаблей право экстерриториальности, сделав их «вольными гаванями». Целью исследования является представление результатов советско-немецкого сотрудничества в области развития воздухоплавания и тех задач, которые планировалось решить с помощью дирижаблей при освоении арктических территорий. Анализ источников показал, что проект В. Брунса виделся советским чиновникам сомнительным с точки зрения окупаемости, и они не были готовы выделять средства на его осуществление. Власти были заинтересованы прежде всего в получении немецких технологий и локализации строительства грузоподъемных дирижаблей на советских верфях. В данной статье особое внимание уделяется тому, как проект В. Брунса оценивали эксперты, среди которых ведущую роль играли военные. Они выступили против регулярных перелетов через советскую территорию дирижаблей с иностранными экипажами, так как считали это потенциальной угрозой обороноспособности страны. Больший интерес для властей представлял другой проект В. Брунса по организации международной научной экспедиции по изучению Арктики. Практическим результатом этого проекта стал полет в 1931 г. немецкого дирижабля «Граф Цеппелин», в составе летной команды которого находились советские специалисты. Однако затем более значимым для советских властей стало сотрудничество с итальянским воздухоплавателем Умберто Нобиле, осуществлявшим в СССР постройку дирижаблей.
In 1924, the German aeronaut Walter Bruns turned to the Soviet government with a proposal of cooperation in the field of aeronautics. He suggested creating a concession company for the transportation of passengers by airship from Europe to East Asia, granting the bases of airships the right of extraterritoriality, making them “free harbours”. The aim of this study is to present the results of Soviet-German cooperation in the development of aeronautics and the tasks that were planned to be solved with the help of airships in the development of the Arctic territories. Analysis of the sources demonstrates that V. Bruns’ project was seen by the Soviet officials as dubious in terms of recoupment, and they were not ready to allocate funds for its implementation. The authorities were interested, first of all, in obtaining German technologies and localising the construction of airships at Soviet shipyards. In this article, special attention is paid to how Bruns’ project was evaluated by experts, among whom the military played a leading role. They opposed regular flights of airships with foreign crews across Soviet territory, as they considered them a potential threat to the country’s defense. Bruns’ other project on the organisation of an international scientific expedition to study the Arctic was of greater interest to the authorities. The practical result of this project was the flight of Graf Zeppelin, a German airship, in 1931 whose crew included Soviet specialists. However, after that, the cooperation with the Italian aeronaut Umberto Nobile became more significant for the Soviet authorities and he began building airships in the USSR.
Ключевые слова: ОСВОЕНИЕ АРКТИКИ
ДИРИЖАБЛЕСТРОЕНИЕ
ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ
НАУЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ
СОВЕТСКАЯ НАУКА
ВАЛЬТЕР БРУНС
УМБЕРТО НОБИЛЕ
DEVELOPMENT OF THE ARCTIC
AIRSHIP BUILDING
AERONAUTICS
SCIENTIFIC DIPLOMACY
SOVIET SCIENCE
WALTHER BRUNS
UMBERTO NOBILE
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/107368
Условия доступа: Creative Commons Attribution License
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47504381
ISSN: 2227-2283
2587-6929
DOI: 10.15826/izv2.2021.23.4.072
Сведения о поддержке: Статья подготовлена при поддержке РНФ, проект № 20-78-10095 «Советская наука как индустрия: кадры, инфраструктура, организационно-управленческие практики (1920–1970-е гг.)».
Research for this article was funded with the support of the Russian Science Foundation, project 20-78-10095 “Soviet Science as an Industry: Personnel, Infrastructure, Organisational and Management Practices (1920s–1970s)”.
Карточка проекта РНФ: 20-78-10095
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2021. Т. 23. № 4
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2021-4-10.pdf762,29 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons