Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/104854
Название: Случай Рокотова: диалог экспертов и историков искусства
Другие названия: Case of Fyodor Rokotov: A Dialogue between Experts and Art Historians
Авторы: Стихина, М. И.
Stikhina, M. I.
Дата публикации: 2021
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Стихина М. И. Случай Рокотова: диалог экспертов и историков искусства / М. И. Стихина // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2021. — Т. 23, № 3. — С. 322-341.
Аннотация: В статье рассматривается актуальная проблема взаимодействия историка искусства и эксперта в контексте стилистических и технологических исследований творчества художника XVIII в. Федора Степановича Рокотова. Поводом обращения к ней послужила новая атрибуция двух парадных портретов Екатерины II (1763, ГТГ, ГМЗ «Павловск»), предложенная специалистами Третьяковской галереи — экспертом-технологом И. Е. Ломизе и искусствоведом Н. Г. Пресновой в 2016 г. Портреты, считавшиеся ранее бесспорной авторской работой, в результате углубленного комплексного исследования были отнесены к мастерской художника. Результаты экспертизы стали неожиданными, ломающими восприятие творческого пути художника. В связи с этим возникла необходимость в интерпретации экспертных исследований, а также в переоценке и перепроверке устоявшихся традиционных представлений о художнике и его произведениях. На основе разрозненного материала — опубликованных архивных данных, искусствоведческих исследований, каталогов монографических выставок (1923, 1960, 2016, 2020) и самих живописных произведений — проанализированы основные этапы и подходы в изучении портретов Екатерины II. Учитывая последние данные комплексного исследования, выделяются вопросы, представляющие научный интерес. Внимание автора сосредоточено на исследовании взаимоотношений художника и его мастерской, разграничении оригинала и копийных произведений, рассмотрении разных версий о заказчиках парадных портретов. Также выявлено значение и определена роль историка искусства и эксперта в исследовании художественных произведений. Делается вывод о необходимости продолжения продуктивного диалога экспертов и искусствоведов и дальнейшего комплексного изучения творчества художника для формирования более объективного представления об истории русской живописи второй половины XVIII в.
This article deals with the relevant issue of interaction between an art historian and an expert in the context of stylistic and technological studies of the work of eighteenthcentury artist Fyodor Stepanovich Rokotov. The reason for turning to the issue is a new attribution of two ceremonial portraits of Catherine the Great (1763, State Tretyakov Gallery, Pavlovsk State Museum) proposed by specialists of the Tretyakov Gallery — I. E. Lomize, a technologist expert, and N. G. Presnova, an art historian, in 2016. As a result of an in-depth comprehensive study, the portraits which were previously considered undisputed works created by Rokotov were attributed to the artist’s studio. The results of the research were unexpected, sensational, and broke stereotypes in the perception of the artist’s creative path. In this regard, there was a need to re-evaluate and reconsider the established traditional ideas about the artist and his works. Based on disparate material, i.e. published archival data, art research, and catalogues of monographic exhibitions (1923, 1925, 1960, 2016, 2020), the author analyses the main stages and approaches in the study of portraits of Catherine the Great. Taking into account the latest data of the comprehensive study, the author identifies issues of scholarly interest. Attention is focused on the study of the relationship between the artist and his studio, distinguishing originals from copies, considering different versions of the commissioners of the ceremonial portraits. Also, the author reveals the significance and role of an art critic and an expert in the study of works of art. The article concludes that there is a need to continue the productive dialogue between critics and experts and comprehensively study the artist’s oeuvre to shape a more objective history of the Russian painting of the second half of the eighteenth century.
Ключевые слова: ФЕДОР РОКОТОВ
ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ XVIII ВЕКА
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВА
ЭКСПЕРТИЗА
АТРИБУЦИЯ
FYODOR ROKOTOV
18TH-CENTURY PORTRAIT PAINTING
THEORY AND HISTORY OF ART
EXPERTISE
ATTRIBUTION
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/104854
Условия доступа: Creative Commons Attribution License
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47083643
ISSN: 2227-2283
2587-6929
DOI: 10.15826/izv2.2021.23.3.062
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2021. Т. 23. № 3
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2021-3-21.pdf3,06 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons